Деревянное строительство в Смоленске и области. Декоративные сооружения

Ближе к концу XIX в. оригинальными формами, далёкими от здешних построек иного назначения, обладали декоративные деревянные сооружения смоленских парков. Изощрённое узорочье русского стиля, характерное для творчества архитектора И.П. Ропета (Петрова), особенно ярко проявилось в трёхчастных воротах Соснового сада около Маховой башни. В двух ажурных створках проезда сквозные круги опирались на треугольные фронтоны, завершая замысловатое нагромождение стоек, балок и укосин. Над причудливым фронтоном проездной части, как и над прихотливыми завершениями пониженных калиток, поднимались шпили. В деревянных сооружениях Лопатинского сада отразились ретроспективно-романтические настроения. "Летний театр с террасою при буфете" имел просторные двухъярусные галереи, над которыми нависали ярусные вышки с сильным выносом кровель, наподобие пагод. Причудливые изгибы ворот в этой части парка также напоминали орнаментику буддийского искусства при несомненной связи с нарождавшимся модерном. Наряду с такими мотивами формы зданий на Королевском бастионе пришли из классицизма, — например, сгруппированные по три одинаковые арочные окна, сильно вытянутые по вертикали. Возведённые на фоне зелени плоскостные ажурные композиции из реек изображали средневековые замки с арочными проёмами в стенах, завершённых зубцами, и с гранёными ярусными башенками. Кровли таких башенок имели то готическую заострённость, то барочную сложность изгибов.