Период эклектики в Смоленске и области

Постепенно и задолго до знаменитых реформ 1860-х годов классицизм с его строго выверенными пропорциями фасадов, профилями и декоративными формами уступал место новому, более демократичному архитектурному направлению — эклектике. Очень показателен в этом отношении "Генеральный План с Фасадами" для удельного села Сергиевского в Велижском уезде (1835). Обширный комплекс одноэтажных построек строго спланирован по двум осям симметрии. В центре крестообразной площади ("Большой Двор"), с равномерной обсадкой деревьями по периметру, предполагалось поставить храм Сергия Радонежского. По южной и северной сторонам "Большого Двора" — одностильные, но не одинаковые одноэтажные постройки в духе городских казённых сооружений николаевской эпохи: дом священника и Приказ с Ланкастерской школой. Проект для села Сергиевского показывает параллельные тенденции в русском зодчестве второй четверти XIX в.: симметрию ансамблей классицизма продолжали внедрять уже в сельских населенных пунктах (не связанных с развитием дворянских усадеб), а ассортимент форм внешнего убранства, выработанный классицизмом, к тому времени стал надоедать.

Построенная в 1886 г. и сохранившаяся в нижних объёмах Городская дума в Смоленске (Коммунистическая ул., 6) завершалась внушительным четырёхгранным, суживающимся кверху столпом со смотровой площадкой вокруг деревянной башенки, увенчанной шпилем. В строгом облике столпа стилизаторство удачно объединило мотивы классицизма (прямоугольные окна с фронтонами наличников, круглые проёмы) и готики (сдвоенные стрельчатые окна под смотровой площадкой, опирающейся на изогнутые кронштейны, похожие на машикули). Иной характер имел круглый столп, воздвигнутый над торцом корпуса катушечной фабрики (1894) и напоминающий барочные постройки. Над четырьмя ярусами, чётко разграниченными белыми полосами на фоне тёмно-красной лицевой кладки, поднимался эллипсоид купола с небольшой главкой.

В подражание барокко на рубеже XIX и XX вв. были возведены высокие четырёхгранные тумбы с лучковыми завершениями, придавшие неспокойный и вместе с тем монотонный силуэт многомаршевым лестницам на западном склоне Соборной горы и у Воскресенской (Пятницкой) башни в сторону Днепра. Несмотря на пресловутую анархию строительства при капитализме, промышленные предприятия Смоленска размещались на давно отведённой для них северо-западной окраине, близ железной дороги, прошедшей через Заднепровье в 1868 г. Помимо катушечной фабрики здесь в конце XIX — начале XX в. расположились бойни, ликёрный и пивоваренный заводы, кафельные заводы купца Будникова. Большинство этих предприятий уничтожено в 1943 г.

В эклектичной архитектуре вокзала в Смоленске были вольно интерпретированы мавританские мотивы. Здание было обращено к площади тремя ризалитами (средний, гранёный, был больше выдвинут вперед), с полукружиями по оси аттиков. Основания трех прямоугольных ризалитов, обращенных к путям, заслоняла крытая, на тонких столбах галерея перрона. Двухэтажный железнодорожный вокзал в Вязьме (ок. 1870), с тремя ризалитами в сторону путей, также принадлежит эклектике, но обладает стройностью и ясностью пропорций, унаследованными от классицизма. Правда, в противоречии с принципами этого стиля, на фоне светлых стен выделялись тёмные рельефные элементы: цоколь, лопатки, карнизы, арочные и иные обрамления окон. Тот же принцип акцентировки архитектоничного каркаса тёмным тоном имели и небольшие вокзальные сооружения (как, например, багажное отделение: в его фасадах структуру и масштаб определили филёнчатые двери). Намного позднее, на рубеже XIX-XX вв., каркас был подчёркнут в другом вяземском здании того же ведомства — Железнодорожном училище, построенном уже под влиянием модерна.

Почти одновременно с вокзалом появилось на торговой площади едва ли не самое колоритное в Вязьме произведение эклектики — трёхэтажный "Соединённый банк", с ослепительно белым обильным декором, обступившим немногочисленные тёмно-красные участки гладких стен. Лепной декор имитировал белокаменную кладку: руст под шубу в лопатках, гладкие квадры камня в архивольтах, машикули аттика, подражающие западноевропейскому средневековью. В нижнем этаже широкие проёмы с лучковой перемычкой объединяли вход в лавку и два окна по его сторонам; окна верхних этажей были арочными и разделялись пилястрой либо полуколонкой с романской капителью. Ступенчатый аттик разделяли квадратные башенки. Над крутой мансардной кровлей возвышалась прямоугольная в плане епанча с ограждением из колец.