Барокко в нецерковном строительстве Смоленщины

Дом городничего в Дорогобуже (чертеж)

Этот стиль наиболее цельно и самобытно представлен небольшими жилыми домами Вязьмы. На них не похож построенный в середине XVIII в. вяземский дом Коптева (ул. Кирова, 24), до неузнаваемости изуродованный переделками после Великой Отечественной войны. Глухие стены нижнего этажа украшала крупная висячая аркатура, которая по флангам опиралась на лопатки. Все проёмы второго этажа первоначально имели лучковые перемычки и ленточные обрамления с треугольными фронтончиками большого выноса. Высокие постаменты пилястр были филёнчатыми. Торцовые фасады во втором этаже делились пополам пилястрой. За средним участком фасада, видимо, находились сени. Снаружи здесь примыкало крыльцо с лестницей на второй этаж.

Архаичные барочные формы имел двухэтажный дом для городничего в Дорогобуже. Главный фасад был равномерно прорезан проёмами по семи осям (на крайних располагались входы, три средних объединял ризалит с фронтоном). Над коробовыми перемычками окон в нижнем этаже поднимались сандрики на ножках, в верхнем выступал замковый камень. К зданию примыкала дугообразная пристройка с амбаром, кухней и иными служебными помещениями. В формах позднего барокко был построен и воеводский дом в Дорогобуже. На девятиосном главном фасаде ризалит в три оси подчеркивали фронтон с раскрепованным обрамлением тимпана и пандус перед входом по центру. В обоих этажах наличники с коробовой перемычкой были подвешены к карнизам. В венчающем фризе наличники продолжались лежачими накладками с овальной впадиной. Арочный портал с импостами украшали волюты и криволинейные уши.

Среди казённых зданий Смоленщины самые архаичные формы, целиком принадлежащие барокко, имели одноэтажные богадельни в Смоленске (восстанавливались в 1813-1820 гг., а также торговые лавки и "провиантские магазейны" в Дорогобуже, Рачевская и Одигитриевская ("Диогитриевская") богадельни в Смоленске. Их планировка сродни древнерусскому жилому строительству: жилые комнаты с печью в каждой из них разделялись холодными сенями на поперечной оси здания. Они освещались окнами только на главных фасадах. Рачевская богадельня — прямоугольный объём под крутой вальмовой кровлей. На средней из пяти фасадных осей — вход по центру одноосного ризалита, расчерченного ленточным рустом. Обрамления всех проёмов, завершённых лучковой дугой, однотипны: с прямоугольными ушами и горизонтальным сандриком на ножках. Под окнами, кроме того, — короткий прямоугольный фартук. План Одигитриевской богадельни — пятиугольник с тремя прямыми углами и двумя тупыми (по главному фасаду). Двускатную кровлю замыкает с узкого торца вальма. Как и на Рачевской богадельне, здесь в каждом прясле по два окна в таких же наличниках, притом здесь простенки не одинаковы. Кроме этих кирпичных построек в Смоленске было еще три деревянных одноэтажных корпуса богаделен. По планировке они близки Рачевской богадельне, но сени в деревянных корпусах почти равны по площади комнатам.

Один из дорогобужских "магазейнов" был одноэтажным кирпичным зданием под двускатной кровлей, в которую посреди длинного главного фасада врезался высокий фронтон над ризалитом с двумя арочными входами. По-барочному неширокий ленточный руст покрывал стену ризалита от цоколя до карниза и ломался по радиусам арки, обходя фигурный замковый камень. Тимпан фронтона прорезало лежачее овальное окно. По сторонам ризалита рустованные лопатки членили стену на три широких прясла. В каждом к карнизу был подвешен прямоугольный наличник с филёнкой в подвышении. Лучковую перемычку прорезал тройной замковый камень с полукруглым выступом вверх, а под проёмом был едва заметный прямоугольный фартук.

Более сложным был корпус казённых каменных лавок в Дорогобуже. Короткие ножки П-образного плана отходили в сторону двора. Длинный главный фасад фланкировали небольшие арки с импостами на торцах обходных галерей. Стена, покрытая нешироким ленточным рустом до карниза, прерывалась посреди фасада тройной аркой во двор. Гладь стены между рустованными лопатками здесь прорезала широкая и высокая арка проезда с узкими арочными проходами по сторонам. Боковые арки поднимались лишь до импостов в пятах главной арки. Полукруглую перемычку каждого проёма завершал рельефный замковый камень. Со стороны двора был такой же проезд с проходами по бокам. Между средней проездной вставкой и аркой галереи на флангах главного фасада размещались семь крупных арок с полукруглым верхом. В каждой арке были видны вход в лавку и её окошко — в простых барочных обрамлениях, с замком в лучковой перемычке и ушами. Под окном располагалась лежачая прямоугольная рамка. Лавки разделялись глухими стенами, участки галереи против них — подпружными арками. Все лавки, ячейки галереи, а также пространство за проездом и проходами во двор были перекрыты сводами.

Третий комплекс дорогобужских каменных "магазейнов" предназначался для торговли солью. Он состоял из двух одноэтажных корпусов. Левый корпус с Г-образным планом стоял на уклоне, отчего у правого края главного фасада цоколь по высоте почти равнялся основному этажу. Довольно длинный главный фасад был всего лишь пятиосным. На средней оси выступал ризалит под фронтоном. Руст от цоколя до карниза прерывал барочный наличник с подвышением рамки над замковым камнем лучковой перемычки. Под окнами основного этажа располагались лежачие окна подвала, — в рамках с лучковой дугой вверху. Неравные, но объединённые общим ритмом простенки были превращены окантовкой в филенки. Перед трёхуступчатым углом — в духе развитого барокко — стену фланкировали одинарные рустованные лопатки. Второй внешний фасад был аналогичным, но цоколь здесь становился низким (из-за рельефа участка), а окон не было. Фасады не выявляли реальную структуру интерьера со спуском в подвал через правый торец. В основной этаж со двора вели три входа. Средний был прорезан в углу, наискосок к плоскостям стен. Арки с квадратных столбов по продольной оси плана делили интерьер на сводчатые ячейки. К 1815 г. вдоль дворовых фасадов проходила галерейка с деревянными столбами, а фасадный декор упростился (исчезли наличники с замковыми камнями и фронтон над ризалитом).

С оглядкой на развитое барокко проектировали уже в первой половине XIX в. двухэтажную школу для Смоленска. Однако в ней все проёмы были прямоугольными, без декоративных обрамлений. Здание завершал круглый барабан с итальянским окном, увенчанный шаровидной главкой на сфероидном куполе со ступенчатым аттиком в основании. Трёхосный ризалит посреди главного фасада завершал широкий лучковый фронтон.