Смоленск

И снова о Мушкетове

В «Архиве наследия — 2000» был опубликован сдвоенный материал М.В. Иванова и М.М. Ермолаева, посвященный художнику, педагогу и музейному деятелю В.И. Мушкетову. Во втором из них имеются некоторые неточности, которые нуждаются в корректировке.

Так, в статье Ермолаева утверждается, что персональная выставка Мушкетова (действительно проведённая в Смоленске в рамках юбилейных торжеств в память войны 1812 г.) была якобы открыта 30 августа 1912 г. посетившим этот город Николаем II.

Чекисты ищут Ленина

Август, 30. Ленин вместе с Д.И. Ульяновым, Н.В. Крыленко и И.П. Жуковым возвращаются с охоты из Вельского уезда (Смоленская губ.); останавливаются в деревне Крапивня, а затем пешком и на лошадях следуют к станции Оленина; беседуют с крестьянами. На ст. Оленино Крыленко были предъявлены две телефонограммы военкома Вельского уезда В.Ф. Егорова с предписанием арестовать находящихся на станции членов ВЦИК, а также В.И. Ленина и препроводить их в уездвоенком. Это недоразумение, как позднее объяснял Егоров, произошло из-за отсутствия уведомления о приезде Ленина, и он предположил, что под именем Ленина и членов ВЦИК скрываются враги. За нарушение законности, выразившейся в распоряжении на арест членов ВЦИК без постановления Президиума ВЦИК, Егоров был приговорен к заключению на 6 месяцев.

Дополнение о В.И. Мушкетове

Имя художника В.И. Мушкетова стало известно широкой общественности в конце августа 1912 года, когда император Николай II лично открыл и осмотрел его персональную выставку, приуроченную к юбилею Отечественной войны. Экспозиция была сравнительно небольшая, но император пробыл на ней довольно долго. Это обстоятельство не ускользнуло от внимательных читателей газет (сообщивших о посещении) и было однозначно воспринято как свидетельство выдающейся художественной ценности экспозиции, которую мало кто, кроме жителей Смоленска, имел возможность видеть.

Но разведка доложила точно: материалы к биографии Смоленского музея

Увлечённость далёким прошлым вовлекла популярного смоленского художника в музейную работу. Он не покинул музей и после прихода оккупантов, о чём доложила своему начальству тайная агентура НКВД.

Барокко в нецерковном строительстве Смоленщины

Дом городничего в Дорогобуже (чертеж)

Этот стиль наиболее цельно и самобытно представлен небольшими жилыми домами Вязьмы. На них не похож построенный в середине XVIII в. вяземский дом Коптева (ул. Кирова, 24), до неузнаваемости изуродованный переделками после Великой Отечественной войны. Глухие стены нижнего этажа украшала крупная висячая аркатура, которая по флангам опиралась на лопатки. Все проёмы второго этажа первоначально имели лучковые перемычки и ленточные обрамления с треугольными фронтончиками большого выноса. Высокие постаменты пилястр были филёнчатыми. Торцовые фасады во втором этаже делились пополам пилястрой.

Неправославные храмы в Смоленске и области

Облик Смоленска первой трети XVII в. позволяет представить подробный план, гравированный в 1634 г. Вильгельмом Гондиусом по рисункам Иоганна Плейтнера. Он довольно убедительно воспроизводит облик представительных костёлов: костёла бернардинов — с одной колокольней, с трансептом и с хором в виде высокой полукруглой апсиды; Сигизмундова костёла — с двухосно-симметричным крестообразным планом и крупным восьмигранником над средокрестием; костёла иезуитов — с массивной колокольней, гранёной апсидой хора и высокой четырёхгранной башней, увенчанной куполом, над пересечением нефа и трансепта.

О внешних формах каменных православных церквей в Смоленске и области

Отсутствие непрерывной долгой традиции в строительстве Смоленска конца XVII в. помогло ему в первой трети XVIII в. усвоить барочные принципы столичной архитектуры. А в восточных районах Смоленщины, находившихся под сильным влиянием допетровского и раннепетровского зодчества Москвы, долго господствовали его формы и композиции конца XVII столетия. В начале XVIII в. здесь строились храмы двух типов — бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, и восьмерик на четверике. К первому типу принадлежала пятиглавая Духовская церковь (с приделом Дмитрия Ростовского) в Вязьме.

Дача в Ярцеве, усадьба в Талашкине, смоленский вокзал 1947 г.

С суровой монотонностью фасадов многоэтажной ткацкой фабрики в Ярцеве контрастировала дача её владельцев Хлудовых. Она была построена в том же посёлке на рубеже XIX-XX вв. и уничтожена вместе с фабричной конторой чудовищным пожаром ещё до революции. Дача была довольно обширным владением, явно подражавшим старинным дворянским усадьбам. Остров под купами деревьев посреди большого пруда соединялся с павильоном на его берегу арочным мостиком и длинными ограждёнными переходами. Одноэтажный деревянный павильон был приближённо стилизован под крестьянские постройки.

Деревянное строительство в Смоленске и области. Декоративные сооружения

Ближе к концу XIX в. оригинальными формами, далёкими от здешних построек иного назначения, обладали декоративные деревянные сооружения смоленских парков. Изощрённое узорочье русского стиля, характерное для творчества архитектора И.П. Ропета (Петрова), особенно ярко проявилось в трёхчастных воротах Соснового сада около Маховой башни. В двух ажурных створках проезда сквозные круги опирались на треугольные фронтоны, завершая замысловатое нагромождение стоек, балок и укосин. Над причудливым фронтоном проездной части, как и над прихотливыми завершениями пониженных калиток, поднимались шпили.

Деревянное строительство в Смоленске и области. Жилая застройка

Война с Наполеоном уничтожила много домов в городах Смоленщины. Власти решили, что восстановительные работы надо использовать для унификации облика рядовой жилой застройки, ориентируясь на лаконичные выверенные формы позднего классицизма. Малоимущим застройщикам были предложены специальные "уменьшительные фасады". Их разработал "художник архитектуры" Ф. Фиксен, присланный "для казённых строений" в Смоленскую губернию в 1813 г. Министерством внутренних дел и сменивший губернского архитектора М. Слепнёва после его кончины.

Деревянное строительство в Смоленске и области. Казенные здания

Дерево шло и на строительство казённых зданий. Так, в Рославле в 1785 г. появились деревянные соляные магазины (склады) "в 4 отделения", в 1803 г. — деревянные корпуса Почтовой экспедиции. Она располагалась на квадратном участке. Главное здание, в плане близкое квадрату, было выдвинуто на красную линию улицы. Проезды по его сторонам вели во двор, заднюю половину которого но периметру без просветов симметрично ограничивали длинная конюшня и служебные постройки.

Деревянные православные храмы в Смоленске и области

Церковь в селе Рыбки под ДорогобужемС 1611 но 1654 г. Смоленск находился под властью Польши. Облик Смоленска первой трети XVII в. позволяет представить подробный план, гравированный в 1634 г. Вильгельмом Гондиусом по рисункам Иоганна Плейтнера.

Подписка на RSS - Смоленск