Период эклектики и стилизаторства

Духовской собор в Велиже (проект)
Духовской собор в Велиже фото 1 января 1900 г.
Духовской собор в Велиже фото 1 января 1900 г.
Духовской собор в Велиже фото 1 января 1900 г.

Обособленно среди стилизаторских построек воспринимаются четырёхстолпные пятиглавые храмы с шатровыми завершениями. Таковы Успенский собор в Демидове, многоярусный храм в с. Привольское под Рудней, собор Святого Духа в Велиже (1872). Проект Духовского собора утвердил в 1872 г. Техническо-Строительный комитет. Это здание обладало обильным монотонно-измельчённым декором под карнизами и скатами. На участке, близком квадрату, асимметрично располагались собор и восьмигранная часовня в северо-западном углу. Их западные фасады, обращенные к площади, соединяла ограда с воротами по обе стороны колокольни. Пяти шатрам над главным двусветным объёмом вторил глухой стройный шатер трёхъярусной колокольни, примыкавшей к зданию по его оси с запада.

Церковь в селе Троицкое Поречского уездаВ каменное церковное зодчество периода эклектики и стилизаторства внес заметный вклад смоленский городской архитектор М.Ф. Мейшер. В формах уцелевшего смоленского костёла он удачно имитировал готику Западной Европы, а в проекте также существующей православной церкви для села Корсики (Ершичский район) он соединил пространственную композицию раннепетербургских храмов с подчёркнутыми мотивами древнерусского зодчества (шлемовидное покрытие, луковичные главки, килевидные арки). Пятью годами раньше, в 1889 г., он проектировал близкую по стилистике церковь для села Троицкое в Поречском уезде, на северо-западе Смоленщины.

По красной линии улицы, ведущей к собору в городе Красном, в 1892 г. предполагалось поставить часовню "в память чудесного избавления наследника цесаревича 29 апреля 1891 г. в г. Отсу от угрожавшей опасности" (там будущего российского императора Николая II, якобы за нарушение им местных правил, ударил по голове шашкой японский полицейский). На проекте, подписанном архитектором Ю. Коноплянским и утверждённом в Министерстве внутренних дел, изображена квадратная часовня в формах "русского стиля" на этапе эклектичного стилизаторства. Четырёхскатную кровлю в косую клетку венчала луковичная главка на круглой шейке с мелкими кокошниками в гранёном трибуне. Стены над мощным профилированным цоколем завершат фриз из ширинок, прерываемый киотами с трёхлопастным верхом. Короткие полуколонны с кубоватыми капителями и такими же, но опрокинутыми базами, фланкировали килевидный портал. В стену рядом с килем были заглублены небольшие греческие (равноконечные) кресты. До пят портала поднимались постаменты огибающих лопаток, декорированные крупными ширинками.