О защите древностей и природы Валдая от железнодорожного сторительства

Комплексную заботу и об историко-архитектурных, и о природных ценностях русская интеллигенция проявляла уже в XIX веке. Тогда, как и сегодня, решался вопрос об улучшении транспортной связи между Москвой и Петербургом без ущерба валдайским ландшафтам.

Совсем недавно снова возник вопрос о строительстве сверхскоростной железнодорожной магистрали через Валдай. Этот проект вызвал тревогу за сохранность валдайской природы и валдайского историко-культурного наследия. Архивные материалы Петербургского института истории материальной культуры РАН показали, что очень похожие проблемы волновали русскую общественность ещё в начале двадцатого столетия, в неспокойные годы мировой войны. Приводим без изменения текст этих документов.

Ф. 1. On. 1. 1916 г. Д. 75. О проведении железнодорожной линии Петроград — Орёл (Новгород — Валдай) близ церкви Спаса на Нередице.

Л. 1. Новгородское Общество Любителей Древности — в ИАК от 6.05.1916.
"Новгородское Общество Любителей Древности получило совершенно достоверные сведения, что железнодорожные линии Нарва — Валдай и Петроград — Орёл, проходя мимо Новгорода, обойдут город с южной стороны и пересекут Волхов мостом между Юрьевым монастырем и Городищем... Таким образом, дамба и мост лягут между Новгородом и древней резиденцией Рюрика и первых русских князей. Юрьевским Собором, Спасом Нередицей и водным горизонтом истоков Волхова и Ильмень-озера, т. е. разъединит навсегда те части знаменитого исторического ландшафта, которые составляли когда-то одно нерасчленимое культурное целое.
В силу вышеизложенного Новгородское Общество Любителей Древности просит Императорскую Археологическую Комиссию сделать все от нее зависящее, чтобы железнодорожная линия обогнула Новгород не с южной, а с северной стороны."

Л. 2. ИАК — в Министерство путей сообщения от 1.06.1916 с "ходатайством о том, чтоб лучший исторический вид на Новгород, открывающийся со стороны озера, не был закрыт устройством домов и моста железной дороги.

Л. 9. Член ИАК, архитектор-художник К.К. Романов в рапорте в ИАК уведомляет, что по его мнению то, что ж/д мост и насыпь закроют вид от Новгорода на Юрьев монастырь, Городище и озеро Ильмень, «не может иметь решающего значения, так как мост необходим, а где бы линия железной дороги ни была проведена, он не послужит украшением пейзажа», но то, что жел. дорога проходит рядом с церковью Спаса на Нередице, делает невозможным проведение ж/д линии на этом месте.

Л.152. Министр путей сообщения — Комиссару Временного Правительства над б. Министерством Двора и Уделов Ф.А. Головину от 25 мая 1917 г.
Вследствие письма Вашего от 14 апреля имею честь сообщить Вам, что в препровожденных документах возбуждаются следующие три вопроса:
1) охрана от возможного разрушения, при сооружении жел. дороги Новгород — Орёл, церкви Спаса Нередицы;
2) охрана от уничтожения и расхищения археологических ценностей, которыя могут быть найдены при сооружении означенной дороги в Новгороде;
3) изменение теперешнего вида из Новгорода на озеро Ильмень. По этому поводу Начальник Управления по coop. ж . д . , лично ознакомившись с положением дела на месте, доложил мне следующее: По пункту 1-му:
Храм Снаса Нередицы расположен в расстоянии 123 саж. от оси железнодорожной линии по кратчайшему направлению и представляется вполне обеспеченным от возможных сотрясений проходящими поездами, тем более, что против храма путь расположен на насыпи, что еще более уменьшает площадь распространения возможных колебаний почвы под влиянием проходящих поездов.

Л.152 об. По пункту 2-му.

В видах предохранения от порчи и расхищения археологических ценностей, находящихся в недрах разрабатываемых в качестве резервов, холмов, Общество железной дороги передает в распоряжение Новгородского археологического общества кредит на 5000 руб. на содержание штата компетентных, в указанном отношении лиц. По заявлению члена Правления этого общества, Аничкова, ассигнованием такого кредита интересы археологии являются вполне обеспеченными.

Л. 153.По пункту 3-му.

Вид на храм Спаса Нередицы <...> совершенно не пострадает, и храм будет виден целиком поверх насыпи.
Вид на Рюриково городище, представляющее из себя, в настоящее время, деревню с небольшой церковью, изменится очень мало. Городище будет видно через пролеты моста.
Вид на Юрьевский монастырь тоже почти не изменится, так как он будет виден поверх насыпи и закрыта будет лишь нижняя часть галереи.

Л. 153 об. Основываясь на этих данных я признаю вопрос исчерпанным и считаю, что к пересмотру предыдущих решений Министерства путей сообщения об утверждении направления линии <...> нет оснований".