Скульптуры Александра Триппеля в Яропольце

Сложную скульптурную композицию работы первоклассного западноевропейского мастера зафиксировали в 1930-е гг. в дальнем углу Подмосковья. Странные пустоты в композиции приписали советскому нигилизму, однако их причина оказалась иной.

Одним из шедевров уникальной коллекции мемориальной скульптуры Музея архитектуры, располагавшейся до середины 1990-х годов в церкви Михаила Архангела в Донском монастыре, всегда по праву считался рельеф белого мрамора — фрагмент надгробия З.Г. Чернышёва. На плите выгнутой формы расположена замечательная фризовая аллегорическая композиция в "античном стиле". Она изображает Чернышёва, опирающегося на щит с фамильным гербом, прощающегося с семьей. Коленопреклоненная жена останавливает его, однако крылатый Гений смерти с венком в левой руке сопровождает умершего к лодке Харона, находящейся в правой части рельефа, где их уже поджидает вестник богов и проводник душ Гермес в дорожном плаще и с жезлом в правой руке. В левой части композиции расположены три женские фигуры плакальщиц, которые могли ассоциироваться с семьей умершего. Было известно, что автором надгробия и соответственно мраморного рельефа был швейцарский скульптор А. Триппель, работавший во второй половине XVIII века. Благодаря авторству известного скульптора и великолепному художественному качеству рельефа он был перевезен в Донской монастырь (согласно данным А.Н. Греча, рельеф первоначально находился в ГМИИ [1]) в период формирования коллекции мемориальной скульптуры в 1936 г. Его сочли достойным экспонироваться рядом с лучшими произведениями русской мемориальной скульптуры. К тому же он явно нуждался в защите (в эти годы в Яропольце Чернышёвых размещалась детская колония). Устные предания, сообщавшие о перевозке рельефа, свидетельствовали о том, что рельеф был снят непосредственно с надгробия. Неожиданно выяснилось, что с этим рельефом, да и со всем надгробием произошла странная, до конца необъяснимая история.

Автор рельефа — скульптор Александр Триппель (1746-1793) был заметной фигурой в художественной жизни Европы второй половины XVIII в. Однако, в отличие от Кановы и Пигаля, он был незаслуженно забыт, так как его работы были рассеяны по Европе от Британии до России. А. Триппель родился в Швейцарии, в Шафхаузене, за свою жизнь он посетил множество разных стран и городов, причем все переезды были в той или иной степени связаны с его страстью к творчеству. С 1756 г. вместе с семьей Триппель жил в Лондоне, где был отдан в обучение к ремесленнику. Склонность к искусствам привела к тому, что в 1763 г. он поступил в Академию в Копенгагене, которую окончил в 1768 г. с золотой медалью. Бывал в Париже, в Риме, жил в Швейцарии, пока не выбрал местом своего пребывания Рим, который тогда был художественным центром классицистической Европы. В Риме прошли последние четырнадцать лет его жизни, ставшие наиболее значимыми и продуктивными в его творчестве. В этот период им были созданы знаменитые бюсты Гёте и Фридриха II Прусского и не менее значимые для его творчества работы, сделанные для России, — гипсовый бюст Екатерины II и аллегорическая скульптурная композиция, представляющая Екатерину Великую как Минерву и победительницу турок.

В те же годы (1786-1789) Триппелем было выполнено надгробие фельдмаршала З.Г. Чернышёва, похороненного в усадьбе Ярополец под Москвой, которое является одним из главных произведений скульптора. Созданное в его римской мастерской, где фрагменты надгробия могли видеть жившие в то время в Риме или посещавшие "вечный город" коллеги по скульптурному цеху и многочисленные потенциальные заказчики, оно показывало способность скульптора создавать сложную аллегорическую композицию интерьерного пристенного надгробия. Скульптуры демонстрировали зрелый стиль мастера, высокое художественное качество его произведений.

Остатки этого надгробия, сохранившиеся в Яропольце, а также довоенные фотографии [2] позволяют, в целом, реконструировать его композицию. Его основу составляла огромная плоская пирамида в темной мраморной облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый — с изображением Георгия Победоносца, правый — с гербом Чернышёвых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышёва работы Ф.И. Шубина. Этот медальон до сих пор сохранился в разрушающейся церкви в Яропольце.

Однако проект надгробия, сделанный Триппелем (любезно предоставлен нам швейцарским исследователем творчества Триппеля Дитером Ульрихом), отличается от того, что было осуществлено в действительности. В нижнем уровне композиции на проекте, между двумя круглыми рельефами, находится прямоугольный рельеф с изображением военных доспехов и запоминающимся характерным шлемом с плюмажем в центре. Форма мраморных блоков, на которых укреплен аллегорический рельеф, иная. Это может быть связано с тем, что перед нами не окончательный вариант проекта надгробия. На саркофаге мы видим аллегорическую композицию с маршальским жезлом и венком славы, вероятно, утраченную, как и ножки саркофага, уже в наше время. По сторонам от саркофага Триппель задумал расположить две аллегорические фигуры, символизирующие Печаль и Славу, которые не были размещены на памятнике.

А.Н. Греч писал : "В силу каких-то причин памятник остался незакончен, хотя все части его и были исполнены" [3]. С. Торопов считал, что причиной этого послужил протест духовенства "против постановки двух женских фигур и барельефа с несоответствующими, по его мнению, святости места нагими телами" [4] (выделено мной — Ю. Р.). Он же заметил, что фигуры и барельеф "хранятся до сих пор в залах музея".

Очевидно, что претензии по поводу "нагих тел" можно было предъявить только аллегорическому рельефу из коллекции Музея архитектуры, так как ни фигуры Славы и Печали, ни рельеф с военными доспехами обнаженными телами не назовешь.

Что касается рельефа с доспехами, можно предположить, что он был исполнен в соответствии с иным вариантом проекта надгробия, — ведь в имевшемся на памятнике овальном рельефе также есть шлем с плюмажем в центре. Однако здесь нас ожидал сюрприз. На фотографиях 1936 г. с изображением интерьеров дворца Чернышёвых в Яропольце [5], внимательно изученных нами, мы увидели аллегорические фигуры Славы и Печали работы Триппеля, украшавшие один из парадных залов. Также мы обнаружили прямоугольный рельеф с военным облачением и шлемом в центре, точно соответствующий изображению на проекте Триппеля, который был вмонтирован в стену над камином и являлся частью декорации зала.

Можно предположить, что заказчикам не понравились готовые скульптуры Триппеля, привезенные из Рима в Ярополец, или, наоборот, понравились до такой степени, что стали украшением парадных апартаментов дворца, которые тщательно и разборчиво украшались владельцами усадьбы. Рельеф из собрания Музея архитектуры, видимо, также служил украшением в одном из залов.

В коллекции музея находится еще один рельеф, привезенный из Яропольца. Это необычное портретное профильное изображение белого мрамора, расположенное в медальоне черного мрамора. Этот рельеф традиционно связывался с надгробием З.Г. Чернышёва. Однако, как мы видели, на памятнике до сих пор находится другой мраморный медальон с портретом маршала. Зная о том, что во дворце был гербовый зал, в декорации которого были использованы медальоны с портретами представителей семьи Чернышёвых работы Ф.И. Шубина и Ж.Д. Рашетта [6], вначале мы предположили, что этот рельеф также мог быть изготовлен для украшения одного из интерьеров. Однако данный рельеф совершенно иной. Во-первых, это единственный рельеф с фоном черного мрамора. Во-вторых, в отличие от остальных портретов, где персонажи изображены оплечно, в париках и платье, данное изображение обрезано чуть ниже шеи, без намека на какие-либо одежды. Портретируемый, имеющий явное сходство с З.Г. Чернышёвым, изображен без парика, антикизированно, в стиле республиканского римского портрета с короткими волосами. Контрастное сочетание белого изображения и черного фона создает сходство с медальерным искусством.

Возвращаясь к рассмотренному проекту надгробия, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на не очень четкое изображение, портретный медальон отвечает тем же принципам: это коротко обрезанное изображение человека без парика, с короткой прической, одежда на рисунке тоже не присутствует. Как нам кажется, не будет большим преувеличением предположение о том, что данный рельеф в медальоне является портретом З.Г. Чернышёва, выполненным А. Триппелем для надгробия маршала в Яропольце. По желанию заказчиков он был заменен на портрет работы Ф.И. Шубина, тем более, что стиль произведения отвечает антикизирующему стилю швейцарского скульптора.

Что касается фигур Славы и Печали, они не погибли во время войны после пожара дворца, как об этом сообщал Тихомиров [7]. Они пропали. Фотографии 1946 г. свидетельствуют о том, что скульптуры уцелели [8]. Старые сотрудники Музея архитектуры сообщали, что видели их в Донском монастыре среди фрагментов скульптур, хранившихся на территории, до сборки горельефов храма Христа Спасителя. Других сведений об аллегорических фигурах работы Триппеля пока не обнаружено.

 

1. Греч А.Н. Скульптура в Яропольце. // Ярополец. Сб. статей. Труды Общества изучения Московской области. Вып. 8. М., 1930. С. 54-60.

2. ГНИМА. Фототека. ФТ-13530.

3. Греч А.Н. Ук. соч., С. 58.

4. Торопов С. Яропольцы // Среди коллекционеров, 1924, № 7-8, С. 47.

5. ГНИМА. Фототека, У-41725, У-41729.

6. ГНИМА. Фототека, У-27228 и др.

7. Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955. С. 100.

8. ГНИМА. Фототека, ГУОП-6429 и др.