Ушедшее искусство Смоленщины

Двадцатый век существенно обеднил архитектурное наследие России. Частично выправить искажённую картину эволюции зодчества позволяют архивные чертежи, рисунки и фотоснимки.

Среди российских территорий не слишком большая Смоленская область — одна из самых насыщенных и разнообразных по архитектурно-художественному наследию, уцелевшему к нашему времени. Эту репутацию Смоленщина сохраняет несмотря на жестокие войны, прошедшие по её земле, а также вопреки утилитарной переделке сооружений и злобному большевистскому нигилизму. Главный город области сохранил под землёй и на земле три десятка построек, возведённых в начале второго тысячелетия и детально исследованных архитектурно-археологической наукой. На Смоленщине оригинально и полновесно по сей день проявляет себя барокко — в фасадах культовых и жилых построек, а также в архитектуре, живописи и скульптуре иконостасов. В усадьбах региона достаточно самобытно формировался ранний и зрелый классицизм. В здешних церквах уцелели сложные и остроумные сводчатые конструкции, не имеющие прямых аналогий на других участках России, включая се столицы. Ни одна из российских губерний не была так сильно опалена войной с Наполеоном, как Смоленская. Отечественная война 1812 г. во многом истребила классицизм в жилой и административно-общественной архитектуре городов Смоленщины, зато именно здесь и в связи с той войной монументальное искусство запечатлело патриотический энтузиазм в нескольких поколениях русского народа. Убедиться во всём этом может каждый, кто попытается досконально изучить местное архитектурно-художественное наследие по натуре. Естественно, что именно уцелевшие произведения в первую очередь определяют историко-географические выводы об эволюции искусства в регионе. Однако с этой целью натурную информацию можно дополнить примерно наполовину, если обратиться к государственным архивам и частным коллекциям.

Предлагаемая статья посвящена несохранившимся произведениям зодчества и монументального искусства Смоленщины и опирается только на их старинные изображения, а не на раскопки или на сугубо текстовые документы (даже если они пригодны для реконструкций). Эти рисунки и фотоснимки позволяют расширить и откорректировать представление о наследии Смоленщины, например — о деревянном строительстве...

Для статьи использованы фотографии Государственного научно-исследовательского музея им. А.В. Щусева, Смоленского музея-заповедника и Фотоархива Петербургского отделения Института истории материальной культуры РАН, снимки из личных коллекций В.Д. Филиппова, М.М. Ермолаева, А.И. Комеча и В.М. Рудченко, а также наброски, сделанные Г.К. Смирновым в исторических архивах Петербурга. Для публикации эти наброски прошли через компьютерную перерисовку А.В. Высотской и И.В. Котер.