Модерн, неоклассицизм, советская архитектура в Смоленске и области

О модерне

Ещё в 1970-е гг. у подножия Соборной горы в Смоленске (чуть правее лестницы к Богоявленскому собору) стоял небольшой двухэтажный дом, построенный около 1910 г. Это компактное здание включало в себя два магазина в асимметричном нижнем этаже и жилые помещения в верхнем. Витрины магазинов, пересечённые посередине дверьми, были окружены одинаковыми круглыми наличниками, напоминавшими внизу барочные волюты, а выше сильно расширенными в плавном изгибе и переходившими в килевидное завершение. Острия килей разделялись полуциркульными фартуками верхних окон со скруглёнными углами. Обрамления проёмов на крайней правой оси пятиосного фасада (со входом в жилые помещения) отличались от остальных и всё равно гармонировали с ними.

О неоклассицизме

Смоленщина почти совсем не обращалась к неоклассицизму. Редким образцом этого стиля была вторая женская гимназия в Вязьме. Ни эклектика, ни классицизм не смогли пересилить барочный колорит Вязьмы. Тем более оригинальным смотрелось здесь не свойственное уездным городам это произведение неоклассицизма, датированное 1907 г. Тёмные рельефные слова "ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ." выделялись в белом тимпане аттика с пологим щипцом. Изогнутые пандусы вели к главному входу, над которым нависал тяжелый антаблемент с дорическим фризом. Прямоугольные окна второго этажа были заглублены в ниши вместе с импостами у верхнего обреза проёмов. Сквозная металлическая ограда гимназии включала фризы из колец и угловатых спиралей меандра.

Неоклассицизм начала XX в. оказал воздействие на архитектуру ряда особняков в Смоленске, а также на промышленное строительство. В 1901 г. на берегу Днепра, у Рачевской слободы, была построена электростанция. На ее главном фасаде, фланкированном наклонными контрфорсами, крупные арки по семи осям в два яруса чередовались в мерном ритме с широкими лопатками.

О советской архитектуре

Творческий поиск новых образов проявился в архитектурном оформлении входов в Спортивный сад "Динамо" и "Гор. сад им. Серафимовича" (бывший Лопатинский) в Смоленске. В первом случае это живописная композиция геометрических объёмов, динамичный сдвиг плоскостей разной формы; во втором — создание архитектурной композиции, близкой монументальной скульптуре.

Послевоенную ориентацию советской архитектуры на классицизм отразил фасад временного вокзала в Смоленске (см. раздел о деревянном строительстве).