Утраченные дворянские усадьбы Смоленщины

В архитектуре усадебных построек на рубеже XVIII-XIX вв. гармоничный рационализм классицизма нередко сочетался с эффектным объёмным решением, унаследованным от барокко. Например, в Самуйлове дворец и флигеля связывались полукруглыми колоннадами.

Обширный комплекс построек в формах классицизма представляло собой имение князей Щербатовых в с. Преображенское (вблизи станции Колодня под Смоленском). Двухэтажный дворец имел довольно сложную объёмную композицию. Она включала в себя увенчанный главкой полукруглый выступ с шестью ионическими колоннами, двухосные крылья и более низкие объёмы на флангах. Крупные усадебные дома дворцового тина были в имениях Кощино под Смоленском (принадлежало Храповицким, затем Оболенским), Покровское (под Поречьем), Белый Холм (под Ельней), Токареве (в Гжатском уезде). Незаурядным произведением зрелого классицизма был главный дом усадьбы Дугино, просуществовавший до 1970-х гг.

От построек обширной усадьбы Талашкино, обладавших историко-художественными достоинствами, к нашему времени сохранились лишь руины "Скрыни" — одноэтажной кирпичной постройки с оштукатуренными стенами. В этом небольшом здании с живописной объёмно-пространственной композицией размещались первый русский этнографический музей, созданный княгиней М.К. Тенишевой, и магазин талашкинских художественных мастерских. Первоначально большие поверхности штукатурного рельефного декора чередовались с тёмной лицевой кладкой кирпичных стен. Это было незаурядное произведение периода стилизаторской эклектики, с преобладанием мотивов классицизма и барокко. План "Скрыни" прямоугольный. Основной объём под крутой мансардной крышей был продолжен переходом под полувальмовой кровлей к арочной лоджии-крыльцу на углу здания. Обе арки с импостами в пятах, развёрнутые под прямым углом, были открытыми. На длинном парадном фасаде лоджию завершал треугольный фронтон. Другой фронтон — во всю ширину торцового фасада (также асимметричного) — был трапециевидным. Главная вертикаль асимметричного парадного фасада проходила по оси арочного входа между узких арочных окон и через вершину барочной люкарны, врезанной в крутую часть мансардной кровли, которая изначально была окрашена в два цвета под косую шахматную сетку. Арочные проёмы входа и соседних окон были вписаны в портик из четырёх коротких пилястр, которые опирались навысокий филёнчатый цоколь по периметру здания. Более крупные пилястры ограничивали главный участок парадного фасада. Проход к лоджии-крыльцу декорировали короткие выступы рустовки и единый прямоугольный наличник для сдвоенного окна. Ступенчатое нависание верхней половины этого простого обрамления — единственный признак наступающей эпохи модерна в облике "Скрыни".