Присутственные места в Велиже

Архивный чертеж 1838 г., подписанный губернским архитектором Бетиным и "художником архитектуры" Носковым, изображает двухэтажный каменный корпус Присутственных мест в Велиже в крайне скупых формах классицизма. Из семи осей главного фасада, разделённого пополам кордоном, средняя подчеркнута ризалитом со входом. На втором этаже одну половину дома занимал уездный суд, другую — земский суд. Окна главного фасада освещали в каждой половине канцелярию и "Присутствие"; со стороны двора располагались архивы и дворянская опека. Велижская ратуша имела двухъярусное завершение основного двухэтажного объёма. Промежуточным карнизом высокий первый этаж отделялся от низкого второго. Между пилястрами первого этажа располагались арки с замковым камнем над прямоугольным проходом в каждом прясле. На более широком среднем участке главный вход фланкируют два окна. Во втором этаже пилястры были только на флангах фасада и его среднего участка. Под верхними окнами помещены лежачие прямоугольные накладки. Над крупным арочным выходом на балкон по оси фасада тимпан фронтона оповещает о времени возведения ратуши цифрами "1794". В тимпане полуфронтона, завершающего кубический ярус над основным объёмом, находился циферблат часов, а арочный проём с импостами, похожий на арку звона, был в конце XIX в. закрыт транспарантом с вензелем Николая II. Верхний ярус ратуши был восьмигранным, с зубцами над стыками граней. Площадку между зубцами завершал российский флаг триколор.

Строгие репрезентативные формы классицизма использовались и для Присутственных мест, и для общественных зданий, не связанных с сугубо административной функцией. В тех же формах был задуман "Корпус для Приватного человека" — двухэтажное здание со ступенчатым аттиком и лежачими антресольными окнами во фризе. По фасадному убранству оно приближалось к Присутственным местам в Вязьме, но в отличие от всех упомянутых проектов имело в каждом этаже обширный полуовальный зал (во втором этаже — с экседрами от вогнутой поверхности).