С 1611 но 1654 г. Смоленск находился под властью Польши. Облик Смоленска первой трети XVII в. позволяет представить подробный план, гравированный в 1634 г. Вильгельмом Гондиусом по рисункам Иоганна Плейтнера. Этот план-панорама довольно убедительно воспроизводит облик скромной православной церкви с крутой двускатной кровлей над объёмами храма и алтаря. Все православные смоленские храмы второй половины XVII в. были деревянными. Большинство их имело крестообразный в плане высокий объём, окружённый сквозной галереей, что сближало эти здания с белорусскими и украинскими церквами. Представительный тип деревянных храмов на Смоленщине в конце XVII и в XVIII в. — крупный восьмерик на высоком четверике. Многоярусной была церковь в с. Рыбки под Дорогобужем, построенная в 1712-1713 гг. на средства стольника P.O. Рыдванского. Она имела ступенчатую композицию из четырех восьмериков. По силуэту такая композиция была близка культовым постройкам нарышкинского барокко. Открытая галерея на столбах, окружавшая храм, не прерывалась и на восточном фасаде, отчего напоминала белорусские и украинские церкви. Такое сходство сильнее проявлялось в западных районах Смоленщины, граничивших с Белоруссией. Характерный пример тому — Успенская церковь в г. Красном (1686) — с крестообразным планом, крутыми кровлями, врезанными почти под карниз восьмерика над средокрестием. Кровля восьмерика была грушевидной с широкими полицами. Далеко от стен церкви выступали крыльца галерей под двускатной кровлей. Характерную для Белоруссии и Украины силуэтную нерасчленённость высокого ядра с крестообразным планом имели и более поздние церкви — в с. Зверовичи Краснинского уезда (1781) и в с. Николо-Ядревичи Духовищинского уезда (1794). В Дорогобуже низкий широкий восьмерик деревянного кладбищенского храма Федора Стратилата (1776) масштабно уступал несущему четверику и даже не имел проёмов. У этой церкви был архаичный пятигранный алтарь. Главка храма поднималась над крутыми плоскими скатами кровли.
Видимо, в последней четверти XVIII в. на Смоленщине произошел перелом в характере деревянной архитектуры — от народной, внестилевой, обусловленной прежде всего конструктивным и функциональным удобством, к подражающей каменному зодчеству. Деревянная церковь Всех святых в с. Богородицкое под Вязьмой (1794) принадлежала к зданиям с двухосно-симметричным планом. Прямоугольные алтарь и притвор примыкали к более широкому кубу храма. Четыре ската крутой кровли сходились к верхнему четверичку с большим полуциркульным окном на каждой грани.