Музыкальная и поэтическая жанровая традиция, в русле которой родилась песня "Священная война"

Отчасти слова, но особенно музыка песни «Священная война» заключают в себе чрезвычайно важный жанрово-стилистический признак, который даёт самое серьёзное научное основание отнести время создания этой песни именно к 1916 году.

Жанрово-стилистический феномен этой музыки состоит в том, что песня написана в музыкальном жанре полонеза.

Советские композиторы 1920-1930-х годов практически никогда не обращались к жанру полонеза. Тем более немыслим был этот жанр в сфере советской военно-патриотической музыки.

А в дореволюционный период в области музыки для военно-духовых оркестров и военных хоров дело обстояло прямо противоположным образом. Ещё с 1791 года, после исполнения на придворном празднике по случаю победы в войне над Турцией полонеза с музыкой О.А. Козловского на стихи Г. Р. Державина «Гром победы, раздавайся», жанр полонеза на многие десятилетия становится символом военно-патриотических настроений и героизма русских войск, а во многих случаях он даже приравнивается по смысловой значимости к позднее написанному русскому православному гимну с музыкой А.Ф. Львова на слова В.Л. Жуковского «Боже, Царя храни».

Такое значение полонез сохраняет вплоть до октября 1917 года, а потом эта традиция не только резко прерывается, но и почти на четверть века насильственно предается забвению.

Может возникнуть вопрос: не возобновил ли в 1941 году композитор А.В. Александров прерванную традицию?

С научной точки зрения ответ на этот вопрос должен быть безусловно отрицательным. Александров, судя по всем стилистическим музыкальным признакам, вовсе не сочинил свою собственную музыку, а гармонизовал и аранжировал для хора с оркестром чужую мелодию, за 25 лет до того сочинённую Боде. Важно отметить, что руководителю Краснознамённого ансамбля никогда даже в голову не приходило (ни он, ни его сын об этом никогда не упоминали), что жанровой основой песни «Священная война» является торжественный танец польского происхождения.

Между тем, в семье Боде хранилось ясное воспоминание о польских танцевальных жанровых истоках песни. Более того, сохранилось письменное свидетельство, что вдохновляющим стимулом послужила «величавая, победоносная мазурка Глинки».

Считаю необходимым, как профессиональный музыкант-историк, отметить в данной связи, что ритмическое различие между жанрами мазурки и полонеза совсем невелико. Для превращения мазурки в полонез достаточно лишь замедлить темп и удлинить вторую долю в стереотипном трёхдольном такте.

Разыскать «Мазурку» Глинки, о которой вскользь упоминает в своём письме Зинаида Александровна Боде, оказалось сравнительно нетрудно. Эта «Мазурка» (в тональности фа мажор) была впервые опубликована Глинкой в 1834 году в журнале «Эолова арфа» (№ 7). Впоследствии она неоднократно переиздавалась и приобрела особую популярность в русских провинциальных городах, где её исполняли как на фортепиано при домашнем музицировании, так и в переложении для военно-духовых оркестров на провинциальных балах.

Вполне естественно, что и музыкально одарённый Л.Л. Боде и его жена учительница музыки Надежда Ивановна Боде к творчеству Глинки и в частности, к этой мазурке относились с благоговением.

Между тем, в Москве и Петербурге эта мазурка была практически забыта и находилась в забвении до 1958 года, когда её напечатали в Полном собрании сочинений М.И. Глинки (том 6, стр. 161).

Сравнивая музыку «Мазурки» Глинки с мелодией песни «Священная война» следует отметить общую для обоих случаев вступительную интонацию кварты, исполненный внутренний энергии ритм и характерное чередование прямолинейных подъёмов и спадов в мелодии.

Вместе с тем, было бы ошибочно говорить о мелодии «Священной войны» как о механическом подражании великому композитору. В данном случае произведение Глинки дало именно творческий импульс для сочинения, но не сам музыкальный материал.