Учителя московских зодчих

История архитектурного образования — важная составляющая истории архитектуры в целом, поскольку даёт возможность понять, как и в каких условиях формировалось мировоззрение будущих мастеров, каким образом они приобретали профессиональные навыки. В рамках истории архитектурного образования особое значение имеет изучение педагогического состава и структуры учебных заведений, готовивших зодчих. Исследование этой темы позволит лучше представить атмосферу, в которой формировались личности будущих архитекторов. Имена педагогов, как правило, куда менее известны, чем имена их воспитанников, особенно если они занимались только преподавательской деятельностью. Между тем в ряде случаев их влияние на развитие русской архитектуры было столь же значительным, как и воздействие подготовленных ими архитекторов. Из 250-летней истории московской архитектурной школы для настоящего исследования выбраны первые две трети 19 в. — время существования крупнейшего в дореволюционной Москве центра подготовки зодчих — Московского Дворцового архитектурного училища [1]. Тема данной статьи — рассмотрение педагогического состава именно этого учебного заведения.

Структура и состав педагогического коллектива зависели от системы обучения и принципов организации учебного процесса и менялись в соответствии с изменениями этих принципов. Наряду с этим, именно деятельность педагогов, попадавших в училище по разным причинам, иногда даже случайно, в ряде случае приводила к радикальным изменениям в организации учебного процесса и, следовательно, сказывалась на характере даваемого в училище образования.

В 1-й пол. 18 в. центрами архитектурного образования в Москве были архитекторские команды при различных государственных учреждениях, занимавшихся строительством. Специальных педагогов в штате команд не было, обучение вели возглавлявшие их зодчие, иногда при помощи гезелей или архитекторских помощников [2].

Во второй половине столетия начался новый этап в истории московского архитектурного образования; центр подготовки зодчих переместился в школы, также существовавшие при различных учреждениях. В отличие от команд, школы имели более или менее четкую программу обучения, предполагавшую более серьёзное изучение теоретических дисциплин. Поэтому для преподавания в школах стали привлекаться не только зодчие-практики. Так, В.И. Баженов, возглавлявший школу при Экспедиции Кремлёвского строения в 1768-1775 гг., пригласил Ф. В. Каржавина, внёсшего огромный вклад в развитие этого учебного заведения. Сам Баженов так оценивал роль Каржавина в процессе обучения: «должность его и знания не в чертежах и не в рисунках, но именно в рассуждениях о математических тягостях, в физике, в переводе с латинского, с французского, и с эллино-греческого авторских сочинений, величавых пропорций архитектуры; для изъяснения истории: откудова произошла красивая архитектура, да и в прочем» [3].

Следующей ступенью в развитии московской архитектурной школы стало создание в 1801 г. на базе школы М.Ф. Казакова при Экспедиции Кремлёвского строения архитектурного училища [4]. Оно стало единственным в своём роде специализированным ведомственным архитектурным учебным заведением, оказавшим огромное влияние на развитие архитектурного образования как в Москве, так и в России в целом. Историю училища принято делить на три периода: 1801-1831, 1831-1842 и 1842-1866 гг.

В первые несколько лет система обучения в училище была очень сходна с системой, принятой в архитекторских командах и школах 18 в. Основным её элементом было освоение практических архитектурных навыков путём участия в различных строительных работах, которые вела Кремлёвская Экспедиция. В дальнейшем система обучения развивалась в сторону возрастания значения теоретической подготовки воспитанников.

Ведущими педагогами архитектурных дисциплин были главы архитекторской команды Экспедиции, совмещавшие эту должность с руководством училищем — P. P. Казаков (1802-1803), И.В. Еготов (1803-1814), А. Н. Бакарев (1815-1817) и И.Л. Мироновский (1817-1831) [5]. Именно они определяли методику преподавания, а также руководили выполнением учебных проектов. Кроме них, педагогической деятельностью занимались и другие архитекторы Экспедиции. Необходимо заметить, что преподавательская работа не была для них главным занятием и рассматривалась как второстепенная по сравнению с основной — практической архитектурной деятельностью. Поэтому они не состояли в штате училища и не получали платы за обучение, что не даёт возможность точно определить их круг. Известно, что в 1804-1807 гг. учеников обучал «каменных дел мастер» Экспедиции Ф. И. Рушко, а в 1822-1831 гг. — Е.Д. Тюрин [6]. Вполне возможно, что преподавательской деятельностью занимались и другие архитекторы Экспедиции — И.Т. Таманский, Н. И. Кузьмин, Ф. И. Кампорези [7].

Такая структура педагогического коллектива, состоявшего, повторим, в основном из практикующих зодчих, отражала характер системы обучения в училище: Под руководством штатных архитекторов Кремлёвской Экспедиции воспитанники не только изучали теоретические дисциплины, но и, что не менее важно, осваивали практические навыки. Ученики принимали участие почти во всех строительных работах, которые велись под руководством их педагогов — перестройка Потешного дворца в Кремле (И. В. Еготов), постройка Синодальной типографии (И. Л. Мироновский), сооружение по проекту К. И. Росси церкви св. Екатерины в Кремле (Л.П. Бакарев) и др. Участие в таких работах позволяло им не только овладевать навыками строительства, но и определённым образом влияло на формирование их архитектурных вкусов и стилевых пристрастий.

В первые годы существования училища была широко распространена практика привлечения к педагогической работе наиболее способных из старших учеников, унаследованная от команд и школ предыдущего столетия. Эти, условно говоря, «младшие учителя», обычно преподавали навыки черчения, вспомогательные по отношению к архитектуре математические дисциплины, а также общеобразовательные предметы.

Спустя несколько лет после создания училища в нем стали появляться штатные педагоги, для которых преподавание было основной работой. Прежде всего, необходимо сказать о П.С. Максютине, преподававшем в училище с 1809 по 1856 г., который вообще никогда не занимался практической строительной деятельностью. Важным событием в истории училища стало также появление среди его преподавателей Г.И. Мягкова, оказавшего заметное влияние на систему обучения в нём. Мягков начал педагогическую деятельность ещё в 1796 г., — сначала в университетском Благородном пансионе, а затем и в самом Московском университете. Для студентов университета им были написаны учебники «Краткое руководство к военной архитектуре» и пятитомный «Полный и новый курс военной архитектуры, или фортификации». В архитектурном училище он преподавал с 1813 по 1840 г., занимал пост учителя «геометрии, механики, гидравлики и гидростатики» [8]. Знания, которые содержались в читаемом им курсе, до этого приобретались воспитанниками в основном опытным путём, во время участия в строительных работах. В 1825 г. Мягковым была издана книга «Теория о механизме сводов», ставшая первым учебником, изданным специально для воспитанников училища и первым пособием по данной тематике на русском языке. Поскольку к моменту её написания у Мягкова был накоплен значительный педагогический опыт, он не только рассматривает тот предмет, которому она посвящена, но и касается проблем организации архитектурного образования, отмечая существовавшие в то время недостатки. В частности, он пишет о необходимости более углублённого изучения теоретических дисциплин, выражая характерную для того времени тенденцию к увеличению их роли в процессе обучения. Кроме этого, Мягков говорит о необходимости иметь в училище штат профессиональных педагогов, для которых занятия с учениками были бы их основной работой: «преподавателю Архитектуры мало быть только Архитектором — надобно, чтобы он мог быть учителем Архитектуры и сравнительно <...> соединял в себе с практикой и теорию» [9]. Педагог, по его мнению, должен не только владеть практическими навыками, но и иметь основательную теоретическую подготовку.

Преподавателей художественных дисциплин было значительно больше, чем преподавателей архитектуры. Некоторые из них и раньше занимались педагогической деятельностью в архитектурных учебных заведениях [10]. Большинство педагогов художественных дисциплин были выпускниками Академии Художеств — И. Ф. Мерцалов, З. Е. Урядов, Е. О. Скотников, Д. К. Скотти, А. А. Борзаковский, И. Т. Дурнов и другие; были среди них и художники-иностранцы — И. И. Вивьен, И. Ф. Базетти, С. Тончи. Эти преподаватели имели некоторую специализацию — пейзаж, миниатюра, историческая живопись, орнаменты, «рисование голов и фигур» и пр. Существовала особая должность инспектора рисовальных классов, которая, впрочем, была скорее административной, чем преподавательской. Её занимал известный художник Сальватор Тончи [11], которому подчинялись все учителя рисования. Надо отметить, что многие преподаватели-художники не получали жалования за свою педагогическую деятельность, работая «на своём коште». Однако работа в училище давала им существенные льготы при выходе в отставку, поскольку они считались состоящими на государственной службе, поэтому желающих преподавать в училище всегда было достаточно.

Руководство училища стремилось адаптировать систему обучения художественным дисциплинам к нуждам практической архитектурной подготовки, поэтому принципы их преподавания неоднократно менялись. В первый период истории училища существовала своеобразная конкуренция между академической системой архитектурного образования, с основательной художественной подготовкой, и московскими традициями обучения зодчих, где такая подготовка играла если не второстепенную, то, по крайней мере, не основную роль. Поэтому довольно часто некоторые художественные предметы исключались из программы, а учителя увольнялись.

В кон. 1810-х гг. в программе училища появилась история. Первым преподавателем этой дисциплины стал Д.Е. Василевский — известный юрист, профессор права Московского университета, ранее преподававший в Академии Художеств [12]. В училище он преподавал до 1834 г., когда его сменил известный историк М.С. Гастев, автор нескольких книг по истории Москвы, а также учебника по географии, который использовался в училище при преподавании этого предмета [13].