Выборгская крепость в 1860-70-е годы

История Выборгской крепости всегда привлекала внимание специалистов. Это естественно, ведь редко какому фортификационному комплексу довелось пробыть в числе действующих (штатных) столь долго, играя всё время видную роль в военной истории сопредельных государств, и при этом сохранить столь много различных инженерных сооружений разных эпох. Определённо можно сказать, что в России другого такого больше нет. Между тем в литературе по этому предмету до сих пор имеется досадный пробел: почти отсутствуют материалы о крепостях 1863-1864 гг. (за исключением отдельных сооружений, находящихся ныне внутри городских кварталов), а также 1912-1914 гг.

Здесь необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, мы говорим о крепостях во множественном числе, хотя в каждый конкретный период крепость была, разумеется, только одна. Объясняется это тем, что сооружения создавались в разное время, для решения разных задач и на основании совершенно разных идей. Во-вторых, в приведённых выше датах имеются в виду лишь хронологические рамки создания проектов, осуществление которых растягивалось затем на многие годы. При этом первоначальные замыслы претерпевали различные изменения.

Прежде чем перейти к изложению истории крепости представляется не лишним описать её местоположение и состояние, в котором она находилась перед началом работ 1863 г.

Город Выборг расположен на Карельском перешейке, у глубоко врезающегося в сушу залива. В заливе имеется ряд больших и малых островов, делящих всё водное пространство на ряд рейдов. Эти рейды хорошо защищены от ветров, но мелководны и изобилуют опасными каменными банками. В самой глубине залива, на одном из малых островов был первоначально возведён Выборгский шлосс (замок) . Здесь исстари пересекались две дороги, идущие из Финляндии в Россию — т. н. «Береговая» и «Вильманстрандская».

Позднее на длинном полуострове к юго-востоку от замка был построен собственно город Выборг. Его укрепления неоднократно расширялись и перестраивались, но к 1863 г. считались уже совершенно устаревшими. По другую сторону от замка, на южной оконечности острова Линнасаари, был возведён кронверк, получивший пышное название «Корона св. Анны». Это укрепление, начатое постройкой в 1732 г. по проекту подполковника Деколонга, сооружалось по неоднократно уточнявшимся чертежам во всё время царствования Анны Иоанновны, затем при Бироне, Анне Леопольдовне, Елизавете, Екатерине и Павле и в итоге таки осталось незавершённым. При его проектировании и постройке были допущены две крупные, связанные между собой ошибки, повлиявшие на судьбу всей Выборгской крепости и отдельных её укреплений, в том числе и тех, рассмотрение которых является темой данной статьи. Не вдаваясь в подробности (их желающие могут найти в специальной литературе) скажем только, что трассировка фронтов кронверка была выбрана крайне неудачно. При комбинированной атаке (с суши и с моря) корабельная артиллерия атакующей стороны имела возможность обстреливать некоторые его части даже и затыльным огнём. Особенно сложным при такой атаке было бы положение на 2-м и 3-м бастионах и на соединяющей их куртине. Но ввиду того, что работы были начаты не с них, а с 1-го бастиона, это обстоятельство не сразу стало очевидным и долгое время никого не волновало. Когда же дошло до строительства этих участков, то выяснилось: под грунтом на месте будущих рвов располагается прочная гранитная скала, в результате чего работы затянулись на десятилетия. По этой же причине оказалось совершенно невозможным понизить отметки линии огня упомянутых укреплений хотя бы до такого уровня, чтобы они не были видны с кораблей. Однако к тому времени, когда всё это выяснилось, на строительство были истрачены такие крупные суммы, что никто даже думать не смел о полной ревизии проекта. Более того: даже упоминать о допущенных ошибках, во всей их полноте, считалось неуместным. В результате каждое новое поколение выборгских фортификаторов вновь открывало для себя это обстоятельство и вынуждено было искать решения вытекавших отсюда проблем.

Были предложены и частью осуществлены следующие варианты решения:

— пассивное заграждение проливов затопленными кораблями, камнем или ряжами;

— постройка укреплений на островах с целью перекрыть проливы огнём и не допустить комбинированной атаки крепости;

— постройка укреплений на берегах залива с той же целью.

К интересующему нас времени успел накопиться более чем вековой опыт попыток реализации подобных решений, который показал следующее:

Пассивные заграждения могут быть поставлены в удовлетворительные сроки только в том случае, если большая часть этой работы будет проведена заранее. В идеале необходимо было иметь в постоянной готовности загруженные камнем суда для их затопления, при мобилизации крепости, в заранее намеченных местах.

Возведение укрепления в самом узком Харкисаарском проливе сильно затруднено сильнейшими подвижками льда, происходящими здесь ежегодно весной, а иногда и осенью. Так, построенный здесь Харкисаарский редут был снесён льдом, несмотря на исключительную капитальность своей постройки из огромных гранитных валунов. С другой стороны, вынесение батарей на более отдалённые крупные острова требовало постройки нескольких (минимум трёх) укреплений, каждое из которых могло быть блокировано и взято противником поодиночке. Следовало также учитывать, что и без всякого противника гарнизоны на островах значительную часть года будут отрезаны от материка просто по погодным условиям. Сооружение же батарей на берегах порождало, в общем, те же проблемы и, кроме того, требовало значительного пехотного прикрытия.

Помимо трудности решения собственно фортификационных задач, в 1-й половине 19 в. ситуация осложнилась неопределённостью стратегического положения крепости. Политическая ситуация вокруг неё во всё это время продолжала усложняться.

В результате войны 1808-1809 гг. и присоединения Финляндии к России последняя приобрела первоклассные гавани, и в том числе сильную приморскую крепость Гельсингфорс. После этого Выборг полностью потерял своё значение в качестве базы русского флота. Между тем, экономическое значение города стало быстро возрастать, особенно после вступления в строй сооружений Сайменского канала. Соответственно возросла и опасность захвата этого места противником, в случае если крепость будет упразднена, поскольку город и порт могли быть использованы в качестве базы для операций против Кронштадта и Петербурга. Необходимо напомнить, что Финляндия вошла в состав России на правах личной унии, сохранив при этом все атрибуты независимости: свой сенат, свою денежную систему и даже, первоначально, свои войска. Александр I решил подкупить всех местных националов, передав город Выборг из Российской империи в Великое княжество Финляндское. Последствия этой необдуманной меры были крайне многообразны и разрушительны. Правда, к началу интересующего нас периода они не успели ещё должным образом сказаться, и мы скажем о них несколько ниже, тем более, что и строители Выборгской крепости попытались поначалу национальный вопрос проигнорировать.

Ряд политических обстоятельств того времени оказал первостепенное влияние на решение о форсированном строительстве Выборгской крепости.

После воцарения Александра II в России начался период, который впоследствии назовут временем великих реформ. Однако пышное наименование они получат позднее, тогда ж е населению страны приходилось тяжело. Резко повысились цены, встала практически вся промышленность, начались волнения на национальных окраинах. Особенно острый и своеобразный характер приобрела ситуация в Литве и Белоруссии, где польские помещики поднялись на защиту крепостного права. Заволновалась западная пресса всех направлений. Любопытная деталь: все, кто во время недавно закончившейся Крымской войны неустанно говорили о том, что они воюют не против русского народа, но против русского деспотизма и крепостного права, теперь призывали к походу против России за то, что она отказалась от того и другого. Больше всего шумела Англия. Впечатление было такое, что дело вновь идёт к большой войне. В числе срочных мер, принимаемых Россией для отпора возможной агрессии, были мероприятия по укреплению берегов Балтийского моря и, в частности, Выборга.

Говоря о Выборгской крепости, необходимо сделать ряд пояснений относительно порядка проектирования и утверждения документации на подобные объекты, сложившегося к тому времени в России. Начальник инженеров крепости поручал разработку проектной документации одному из подчинённых инженеров (военных или гарнизонных), после чего эти чертежи обсуждались всеми наличными инженерами крепости, а затем все эти лица совокупно подписывали «утрясённый» вариант проекта. Проект представлялся по инстанции в «округ», где также иногда вносились некоторые изменения, а затем вся документация представлялась в инженерный департамент. Важнейшим этапом рассмотрения проекта здесь было обсуждение чертежей в Техническом комитете, где также действовал принцип совокупного подписания. Такой порядок многократного обсуждения проекта специалистами позволял добиться очень высокого качества проектирования, но был довольно канительным. При этом для нас, нынешних исследователей, он зачастую не позволяет установить подлинного автора того или иного сооружения, даже при идеальной сохранности документации. Формально такой порядок действовал и в 1863-64 гг. Однако в то горячее время подготовки к казавшейся неизбежной войне чертежи утверждались обычно уже задним числом, иногда уже через несколько лет после возведения сооружения. Таким образом, возрастала роль людей, которым были поручены отдельные участки работы.

Кто же были те люди, которым довелось возводить эти укрепления? Начальником Выборгской инженерной команды в 1863 г. был военный инженер капитан Жураковский. В следующем сезоне его сменил инженер подполковник Зверев. Кроме того, в Выборгской инженерной команде состояли: военные инженеры капитан Зигерн-Корн (с 21.06.1861 по 08.10.1866), капитан Богушевич (примерно с июня 1863 г.), штабс-капитан Бенард (с 24.02.1864), штабс-капитан Соболев, поручик Кашперов, поручик Шмидт.

Вот, к примеру, биографии двух выборгских инженерных офицеров, вполне типичные для того времени:

Штабс-капитан фон Зигерн-Корн. Родился 7 сентября 1835 г. Происходил из беспоместных дворян Витебской губернии. Вероисповедания римско-католического. В документах военного ведомства его имя записывалось, вероятно, не совсем правильно: Михаил Иероним Ксаверьевич. В службу вступил 1 сентября 1850 г. в кондукторскую роту Главного инженерного училища. Здесь необходимо отметить, что процесс обучения в училище делился на две части: до получения чина прапорщика, а затем учёбу в офицерских классах. Ещё в бытность Михаила Ксаверьевича в «нижних» классах Россия вступила в Восточную войну, которую позже назовут Крымской. Впрочем, эта война первоначально была вполне победоносной и па учебном процессе никак не сказывалась. В положенные сроки он сдал экзамены и 17 июня 1854 г. был произведён в чин полевого инженер-прапорщика. Правда, вместо каникул он был отправлен в крепость Нарву для участия в работах по её мобилизации, но осенью продолжил учёбу в офицерских классах. Тем временем положение на войне становилось всё серьёзнее, и 8 мая 1855 г. «по распоряжению начальства» был произведён досрочный, до окончания курса, выпуск инженеров на действительную службу. Молодой офицер был распределён в 6-й сапёрный батальон на 3-й бастион города Севастополя. Здесь «за примерную храбрость, оказанную во время бомбардирований ... и при отбитии штурма 6 июня» он получил свою первую боевую награду — орден Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а за мужество, проявленное во время штурма 27 августа 1855 г. — золотое оружие. Кроме того, 4 июня 1856 г. он был награждён орденом Георгия 4-й степени. После войны окончил Николаевскую инженерную академию, после чего отправился на Кавказ, в Чечню. За храбрость, проявленную во время летней экспедиции 1859 года, награждён орденом Анны 3-й степени с мечами и бантом. В Выборг переведён приказом от 20 апреля 1861 г., а прибыл и зачислен 21 июня того же года. Чин штабс-капитана получил 3 августа 1861 года. Было ему тогда 26 лет, он был женат на дочери помещика Бениславского Анне Августовне, но ни он сам, ни его жена никакими имениями не владели.

Капитан Бенард. Родился в 1830 году. Происходил из дворян Санкт- Петербургской губернии. Лютеранского вероисповедания. В документах военного ведомства его имя записано несколько архаично, как «Пётр Петров сын Бенард». В службу вступил кондуктором в кондукторскую роту Главного инженерного училища 19 августа 1844 г. Время тогда было мирное, и учился будущий инженер прекрасно. Экзамены сдал вовремя и 26 мая 1849 г. был произведён в чин полевого инженер-прапорщика. По окончании полного курса наук, 2 июня 1851 г., был выпущен на действительную службу «отличнейшим». Затем служил в различных крепостях и инженерных командах, среди которых значились Санкт-Петербургская, Динабургская, Михайлоградская, Ивангородская команды. Управление начальников инженеров Средней армии, снова Ивангородская команда, и, наконец, первый относительно самостоятельный пост начальника чертёжной в Управлении начальника инженеров 1-й армии. Этот пост он принял 30 августа 1857 г. Произведён в штабс-капитаны 21 октября 1859 г. Затем была служба в С.-Петербургском инженерном округе и 17 февраля 1864 г. — назначение в Выборг. Было ему тогда 34 года; он был женат на «девице Матильде Ванде Пеонтровской», от которой имел сына Петра, родившегося 27 сентября 1863 года. Жена его была римско-католического вероисповедания, а сын — лютеранского. Чин капитана он получил уже в бытность свою в Выборгской инженерной команде 16 декабря 1865 года.

Как видим, инженеры, которым пришлось строить Выборгскую крепость, были людьми относительно молодыми, но с большим и разносторонним опытом.

Основой замысла проекта новой Выборгской крепости, разработанного в 1863 г., было её разделение на две позиции: морскую и сухопутную. Сухопутная позиция должна была обеспечить безопасность Выборга и перекрыть дороги, ведущие из Финляндии к Петербургу. Морская позиция призвана была прикрывать Транзундский рейд. Так как вероятным противником считалась в тот момент Великобритания, а также ввиду опасности для крепости комбинированной атаки, возведение крепости начали именно с морской позиции.

Прикрытие Транзундского рейда следовало осуществить по линии трёх основных ведущих на него проходов: Пильского (западного), Транзундского (центрального) и Немельского (восточного). Эти проливы предполагалось отчасти сузить с помощью пассивных заграждений (в виде каменной наброски и ряжей), а отчасти перекрыть огнём нескольких возводимых там укреплений. В 1863 г. начали возводить следующие укрепления: центральное — на острове Равансаари, позже получившее название Зоринского, или Заринскаго, батарею на острове Ханустиенсаари — для защиты Пильского фарватера, а также батарею на материковом берегу Немельского пролива против острова Руколоото. В следующем году началось возведение Транзундского редута на острове Урансаари, а также батарей на островах Руколоото в Немельском проливе и Мустасаари в Пильском проливе. Таким образом, общая длина позиции была около 9,5 км., а от города Выборга она отстояла на 11,5 км. Центральная группа укреплений (Зоринское, Транзундское и батарея на острове Ханустиенсаари) хорошо поддерживали друг друга, но передовая Пильская батарея могла быть поддержана ими лишь отчасти, а батареи Немельского пролива должны были решать свои задачи самостоятельно. На непосредственную помощь сухопутной позиции также нельзя было рассчитывать. В целом вся система была спроектирована таким образом, что не могла и не должна была обороняться самостоятельно, но должна была опираться на поддержку морских и сухопутных сил, развёрнутых в данном районе. Горжи всех этих укреплений не были замкнуты, а трассировка стрелковых и артиллерийских позиций была произведена таким образом, чтобы дать наиболее сильный огонь по важнейшим направлениям (например, вдоль проливов) ценой его ослабления на направлениях менее важных. Вообще надо признать, что это была именно «позиция», похожая по своей идее на укреплённые районы будущих времён, в которых долговременные укрепления должны только облегчать оперирующим в данной зоне войскам решение их задач. Позже в систему морской позиции были внесены некоторые изменения, повысившие самостоятельность долговременных укреплений, но не изменившие положение по существу. Так, в горже Транзундского редута соорудили три стрелковые флеши, батарея на материковом берегу Немельского пролива была упразднена, а севернее передовой Пильской батареи, на полуострове Харвуниеми, была сооружена позиция (показанная на плане 1868 г.), призванная воспрепятствовать возможному противнику зайти в тыл этой передовой батареи по суше.

Поскольку считалось, что война может начаться в любой момент, был принят порядок возведения укреплений, позволявший уже вскоре после начала работ иметь сооружения, обладающие определённой оборонительной ценностью. С этой целью в сезон 1863 г. начали сооружать только Зоринское укрепление, батарею на острове Ханустиенсаари и батарею на материковом берегу Немельского пролива. Работы этого сезона велись самым экстренным порядком. Для их быстрейшего исполнения в район Транзунда были переброшена 1-я сапёрная рота гренадерского сапёрного батальона из Великого Новгорода. Кроме того, к работам были привлечены нижние чины Калужского пехотного полка и Выборгского линейного батальона, составлявшие в том году гарнизон позиции. Все эти укрепления первоначально строились по «временной профили». После того, как они были вооружены, приступили к возведению Транзундското редута, батареи на острове Рукалоото в Немельском проливе и передовой батареи на острове Мустасаари. Все они строились с 1864 г. уже как долговременные. По мере их вступления в строй становилось возможным вернуться к укреплениям первоначальным. Из них Зоринское было перестроено в долговременное, а остальные упразднены.

Рассмотрим теперь историю возведения некоторых характерных укреплений морской позиции более подробно.

Зоринское (Заринское) укрепление получило своё название в честь контр-адмирала Зарина — командующего войсками и морским отрядом Выборгского района в год начала строительства. Располагалось оно на северной оконечности острова Равансаари (ныне Малый Высоцкий) и предназначалось для прикрытия Транзундского и Нильского фарватеров. Первоначальный проект был составлен под руководством командира Выборгской инженерной команды капитана Дмитрия Андреевича Жураковского. Трассировка укрепления по этому проекту была завершена к 18 мая 1863 года, а 20 мая предполагалось приступить к работам, однако при рассмотрении проекта Товарищем Е.И.В. Генерал-Инспектора по инженерной части Г.Л. Тотлебеном в чертежи были внесены существенные изменения. Были изменены направления «всех линий» левой половины и добавлен блокгауз для обороны горжи. Привязку этих изменений к местности первоначально хотели возложить на капитана Жураковского, однако затем для этого был специально командирован член Технического комитета Главного инженерного управления генерал-майор Дзичканец I (Осип Гедеонович), который и произвёл эту работу с 27 мая по 4 июня включительно.

В окончательном варианте укрепление представляло собой часть бастионного фронта с бастионом и двумя полукуртинами, отсекавшими северную оконечность острова, а также несколько батарей, расположенных под их защитой. Для обороны Транзундского пролива служила батарея, названная впоследствии Печерской, а для обороны Пильского фарватера — Сапёрная, а также батарея Скала, оборудованная во внешнем рву. Для фланкирования рвов перед шпицем бастиона был устроен капонир, первоначально сооружённый из дерева. В таком виде укрепление было возведено за три сезона, с 1863 по 1865 гг.

С 1866 г. происходила постепенная перестройка укрепления в камне. Начатые в этом году работы производились подрядным способом. Подряды эти были закреплены за купцом Павлом Яковлевым и режецким купцом Иваном Алейниковым. При этом Яковлев производил планировку территории внутри укрепления террасами и возводил каменную подпорную стенку для верхней из них, а купец Алейников должен был произвести замену деревянной потерны, ведущей к капониру, на каменную и построить два каменных расходных погребка. На этом купец Алейников разорился, и работы должен был принять его залогодатель купец Янгель Рабинович — еврей но национальности. Хотя он этого вовсе не скрывал, но военное ведомство открыло для себя это обстоятельство почему-то только после разорения Алейникова. В результате разразился немалый скандал. Дело в том, что по негласному правилу военного ведомства евреев нельзя было подпускать к подрядным работам на военных объектах, а залоги на эти работы брать у них было можно. В то же время, по закону Российской империи залогодатель разорившегося подрядчика имел право спасти свой залог, приняв на себя выполнение подряда. В случае успешного его выполнения залогодателю не только гарантировали возвращение залога, но и должны были выдать все деньги, которые не успел получить из казны разорившийся подрядчик. Купец Рабинович всё это, разумеется, знал и поэтому храбро заявил о своём желании принять подряд. Военное ведомство попало в весьма затруднительное положение, не зная, что предпринять в этом случае. Выходов виделось всего два: вежливо отклонить предложение и вернуть залог или допустить Рабиновича к работам на военном объекте. В обоих случаях создавался неприятный прецедент, однако в первом из них терялась сумма залога и время — вероятно, почти целый строительный сезон. Поэтому, поразмыслив некоторое время, военное ведомство решило спасать время и деньги. Разрешение на выполнение подряда купцом Янгелем Рабиновичем было дано. Здесь выяснилось, что опыта подобных работ он не имеет и вообще на такой оборот дела вовсе не рассчитывал. С горя он умер. Его сын Зильман Рабинович, столь неожиданно для себя приобщившийся к российскому военно-промышленному комплексу, решил, однако, не отступать и успешно завершил эти работы.

В 1869 г. капонир во внешнем рву перестроили в камне, а также устроили два каменных колодца для снабжения укрепления водой. В этом же году на пристани был установлен кран. В 1870 г. устроена набережная вдоль всей горжевой части. На этом возведение Зоринского укрепления может считаться законченным.

Транзундский редут назван по проливу, который он должен был перекрывать огнем своих орудий. Расположен он на северной оконечности острова Урансаари (ныне Высоцкий). До постройки редута на этом месте был посёлок лоцманов. Первоначальным планом усиления морской позиции Выборгской крепости, разработанным в 1863 г, его строительство не предусматривалась. Это было крупной ошибкой составителей проекта, вызванной спешностью проектирования и отсутствием детальных съёмок местности. Дело в том, что рельеф оконечности острова Урансаари, обращенной к Зоринскому укреплению, был очень удобен для постройки осадных батарей. При этом остров во многих местах был доступен для высадки, а защита была осложнена из-за его значительной протяжённости и выдвинутости в сторону моря. Во время своей командировки в Выборг в 1863 г. генерал-майор Дзичканец составил примерный план артиллерийской атаки, которая могла быть предпринята отсюда на Зоринское укрепление. Нивелировочную съёмку здесь со 2 августа 1863 г. вёл капитан Калугин. Он же осуществил привязку к местности первоначального проекта редута, составленного генерал-лейтенантом Тотлебеном. Проект этот был чрезвычайно оригинален. По нему вся обращенная к заливу правая часть укрепления представляла собой сильнейшую морскую батарею, а вся левая — как бы половинку типичного сухопутного форта со всеми известными тогда средствами усиления, то есть, с каменными эскарпами и контрэскарпами, с каменным капониром во рву, перед которым имелся диамантный ровик, и т. д. Укрепление было казематировано. Поскольку Зоринское укрепление ко времени начала работ на Транзундском редуте уже существовало, последний стали сразу строить как укрепление долговременного типа и уже вначале перешли на подрядный способ работ. Подрядчиками были те же — Яковлев и Алейников, — и работы Алейникова также заканчивал Зильман Рабинович.

После завершения работ по первоначальному проекту началась модернизация редута. В 1870 г. был спроектирован и начат постройкой пороховой погреб на 2000 пудов пороха, в 1877 г. были построены две дополнительные батареи на правом фланге, а одна батарея, существовавшая там ранее, перестроена. После этого работ собственно по укреплениям здесь не было.

В 1864 г. началось сооружение сухопутной позиции крепости Выборг. Так как морская позиция уже представляла к этому времени реальную силу, а кронверк св. Анны считался достаточно надёжной преградой против чисто сухопутной атаки с северо-восточной стороны, то всё внимание при возведении сухопутной позиции было в первые сезоны сосредоточено на укреплении юго-восточной части города. Здесь перед линией старых укреплений (уже упразднённых в это время) и впереди петербургского форштадта имелась гряда скалистых высот. Они пересекают полуостров, на котором расположена старая часть Выборга, с запада на восток — от залива Вицтайполе до залива Папулалахти. На этих высотах и было решено разместить укрепления позиции; вся её длина была около 2 км. Расстояние от выборгского замка до шпица наиболее удалённого укрепления — также около 2 км. Позиция эта, кроме очевидных достоинств, имела не менее очевидные недостатки, главнейший из которых состоял в том, что высоты пересекали полуостров не перпендикулярно, а по диагонали, как бы приоткрывая противнику свой восточный фланг. Против этого — и без того слабого — места, на северном берегу залива Папулалахти (со стороны противника) огромная гора господствовала над всей позицией. Правда, атака «открытой силой» с этой стороны была невозможна из-за значительной (ок. 200 метров) ширины залива и заболоченности его берегов, но батареи, поставленные на этой горе, могли обстреливать позицию не только фланговым, но даже и затыльным огнём. Тем не менее выбирать не приходилось: вынос позиции на следующую линию высот делал её слишком длинной, и уже невозможно было осуществить строительство в приемлемые сроки.

По проекту позиция должна была состоять из четырёх долговременных редутов (от литеры А на западном фланге до литеры Г на восточном), трёх долговременных батарей (литеры а, б, и д) и расположенного впереди редута (литера В) передового укрепления (литеры в и г). Промежутки между редутом (литера А), батареей (литера я), редутом (литера Б) предполагалось замкнуть куртинами. Первоначально редуты были выполнены открытыми с горжи, однако много позже была возведена горжевая стенка от редута (литера В) до батареи (литера б) . Новое укрепление получило в 1912 г. наименование «Граф Апраксин».

Редуты представляли собой неправильные в плане многоугольники, образованные земляными валами со рвами впереди и по сторонам. Рвы редутов были с каменными (гранитными) эскарпами и контр-эскарпами, а также каменными сортиями для выхода в ров и сообщения с предполагавшимися капонирами. В считавшемся ключевым редуте (литера В) должно было быть два капонира и, соответственно, две сортии. Под брустверами редутов предполагались каменные пороховые погребки. Всего в четырёх редутах должно было быть 10 погребков.

Чтобы максимально быстро довести позицию до состояния хотя бы частичной боеготовности, был принят следующий план работ. Прежде всего начали сооружать промежуточные батареи и, соорудив их, в первый же сезон, туг же их и вооружили. Что касается редутов, то для них был избран способ сооружения с отрицательным земляным балансом, то есть такой, при котором из выемок (в данном случае рвов) вынимается больше земли, чем это нужно для отсыпки валов и других насыпей. Это позволяло, не разрабатывая в первый ж е сезон рвы на всю глубину, тем не менее закончить отсыпку валов и организовать на них стрелково-артиллерийскую позицию. В последующие ж е годы можно было постепенно разрабатывать рвы (что было очень сложной работой, т. к. нижние их части во многих местах приходилось выбивать в гранитной скале, а полученную породу вывозить для засыпки котловин перед гласисом позиции, да и для отсыпки самого гласиса.

Фактически график возведения позиции был таков. В сезон 1864 г. были окончены передовое укрепление и (как указано выше) промежуточные батареи. На редутах вчерне отсыпан вал (но не аплакирован) и разработаны рвы приблизительно на 1/2 их проектной глубины, окончены четыре сортии с погребами и выходами в ров. В сезон 1865 г. окончена последняя, пятая сортия с пороховыми погребами и выходами в ров на правой капитали редута (литера В), окончены и покрыты цинковой кровлей все 10 погребков. Аплакированы брустверы редутов с образованием банкетов и аппарелей. Полностью разработаны рвы редутов и сделаны расширения рвов напротив проектированных канониров (до 5 саж.). Окончена кладка эскарповых и контр-эскарповых стен. В сезон 1866 г. отсыпаны гласисы перед редутами. В передовом укреплении (литеры в и г) построено два пороховых погребка. Произведена отделка всех помещений (штукатурка, навеска дверей и т. д.). Тогда же начато сооружение трёх сухопутных батарей с западной стороны города при проливе Кювисильте. Одна из этих батарей, расположенная на острове Линнасаари, была рассчитана на 15 орудий, а две другие, на острове Сорварисаари, — на 9 орудий и на 6. С этого года интенсивность работ на сухопутной позиции резко снижается; в итоге она так и не была никогда достроена. В частности, не были построены капониры во рвах редутов, несмотря на то, что для них был уже заготовлен и подан на строительные площадки весь материал, а соединительные куртины были построены (по изменённому проекту) только в 1873 году.

Сухопутных укреплений Выборга не коснулись экстренные работы, проведённые в крепости в связи с войной 1877-1878 гг. И только много позже на трёх западных батареях при проливе Кювисильте были построены кирпичные кольцевые дворики для орудий.

Почему же крепость осталась недостроенной? Как ни странно, в документах нет ответа на этот вопрос. Рискнём предположить, что причиной тому была схема общего расположения сухопутной позиции. Выбранная, по необходимости, очень близко от города и подверженная фланговым и затыльным выстрелам, эта позиция устарела прежде, чем была построена. Для исправления её недочётов нужно было не только достроить капониры во рвах, но и возвести сильный форт на противоположном берегу залива Папулалахти. Но к тому времени, когда это стало возможно, дальность стрельбы осадной артиллерии так возросла (см. таблицу), что у вероятного противника появилась возможность обстреливать все укрепления крепости затыльным огнём через город.

Наименование орудий Дальность стрельбы
4-х фунтовая пушка 1867 г. 3294 м.
9-ти фунтовая пушка 1867 г. 3660 м.
9-ти дюйм, пушка 1867 г. 3704 м.
11-ти дюйм, пушка 1867 г. 3704 м.

Как же следует оценить труд фортификаторов, создавших крепость, которая устарела прежде, чем была построена? Как ни парадоксально, но эта оценка, в целом, должна быть положительной. Дело ведь не в том, что после кризиса крепость устарела столь быстро, а в том, что во время самого этого кризиса вероятный противник вынужден был уже с нею считаться. Постройка крепости была одним из многих мероприятий, решительно проведённых правительством Александра II, которые вынудили противников отказаться от готовившейся ими войны, чем были оправданы все затраты на её возведение.

Некоторые специальные термины

Аплакирование — отделка наружных поверхностей земляных сооружений: чистовая планировка, обсыпка чёрной землёй и высевка трав.

Атака открытой силой — штурм, направленный непосредственно на важнейшие укрепления крепости.

Бастион — выступающее укрепление, образованное изломами главного вала и предназначенное для обстрела местности и укреплений, лежащих перед Б. и прилегающими к нему куртинами. Обычно (но не обязательно) пятиугольное в плане. В этом случае различают следующие части Б.:

Шпиц — наиболее выдвинутый к противнику угол Б. По величине этого утла бастионы делятся на остроугольные и тупоугольные.

Фасы (левый и правый) отрезки вала слева и справа от шпица. С них, главным образом, и обстреливается впереди лежащая местность.

Фланки  (левый и правый) — отрезки вала между фасами и прилегающими куртинами. С них, главным образом, обстреливаются рвы прилегающих куртин и соседних бастионов. Могут быть простыми, отступными, пониженными, ярусными, казематированными и т.д.

Горжа — тыльная, обращённая к крепости часть Б.

Бруствер — насыпь или стенка, прикрывающая со стороны противника стрелков и оружие на позиции.

Военный инженер — офицер, окончивший соответствующее военно-инженерное учебное заведение.

Гарнизонный инженер — служащий в инженерных войсках офицер, не имеющий специального высшего военно-инженерного образования, но получивший специальную подготовку либо в кондукторском училище, либо в гражданском инженерном учебном заведении и затем сдавший офицерский экзамен.

Гласис — тщательно выровненная и «подведённая под выстрелы» площадка впереди укрепления, предназначенная для удобнейшего расстрела атакующей, пехоты. Обычно (но не обязательно) Г. придавался лёгкий уклон в сторону противника.

Горжа — тыльная сторона укрепления, Может быть замкнутой или открытой. Чаще этот термин применяют именно к тем сооружениям, тыльная сторона которых замкнута.

Диамантный ровик — сравнительно небольшой ровик в днище большого рва.

Капонир — фортификационное сооружение, предназначенное для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям. Обычно располагался вдоль препятствий или фасов укреплений. Подобное сооружение, ведущее огонь в одном направлении, называется полукапониром.

Каземат — помещение внутри укрепления, достаточно защищенное от огня неприятеля солидными ограждающими конструкциями.

Кронверк — наружное вспомогательное укрепление, служащее для усиления крепостного фронта. Обычно сооружается в виде соединённых куртинами бастиона в центре и двух полубастионов на флангах. Чаще всего горжа К. бывает открыта или замкнута более слабыми укреплениями.

Куртина — часть стены или вала между двумя башнями или бастионами.

Потерна — подземная галерея для связи между отдельными фортификационными сооружениями.

Редут — отдельное, т.е. не связанное непосредственно с другими, пехотное укрепление. Обычно (но не обязательно) трапецивидное в плане и открытое с тыла.

Ряжи — большие рубленые ящики, заполняемые камнем и погружаемые на дно.

Сортия — подземная галерея для сообщения внутренней части укрепления с внешним рвом.

Фас — см. Бастион.

Фланк — см. Бастион.

Фланкирование рвов — возможность продольного обстрела рвов.

Флешь — предназначенное для пехоты отдельное укрепление в виде двух соединённых под углом валов, не замкнутое с тыла.

Фронт — в данном случае — бастионный фронт, т. е. часть крепостной позиции между капиталями (осями) бастионов. В более общем виде — совокупность укреплений вдоль одной стороны крепостного многоугольника.

Фунт — в данном случае — артиллерийский фунт, т. е. диаметр цельного чугунного ядра весом в фунт. Мера эта пришла к нам из Европы и поэтому фунт в данном значении (как мера веса) не соответствует русской.

Шпиц — см. Бастион.

Ссылки

РГВИА Ф.349. Оп.1 (Мемуары). Ед.хр. 3 ; Оп.7 (Выборг, чертежи). Все ед. хр., особенно начиная с 1310; Оп.39. Ед. хр. 2362 (Транзунд шанец).

РГВИА Ф.365. Оп.1 (Окружное инженерное управление Финляндского военного округа). Ед. хр. 82, 116, 121, 146, 156, 163, 188, 315, 401, 402, 619, 624-636.

РГВИА Ф.802 (Главное военно-техническое управление). Оп.5. Ч.З. Ед. хр. 6863, 16937; Оп. 5. Ч. 9. Ед. хр. 16936, 16937; Оп.11. Ч. 1 . Ед. хр. 531.

РГВИА Ф.13128 (Выборгская крепость). Оп.1. Ед.хр. 707. Оп.5. 4 . 9 . Ед.хр. 16936, 16937; Оп.11. 4 . 1 . Ед.хр. 531.

Ф.13128 (Выборгская крепость). Оп.1. Ед. хр. 707.