К читателям

Вы раскрыли второй сборник из серии «Архив наследия», издаваемой Центром документации наследия — одним из подразделений Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва. Институт, возникший в последнее десятилетие 20 века, значительно увеличил диапазон понятий, объединяемых словом «наследие». Типологическая и хронологическая широта тематики остаётся одним из исходных принципов и при подготовке сборников этой серии.

В данном выпуске временной диапазон начинается в 16 столетии, а заканчивается в середине 20-го. Из видов наследия в Сборнике главенствует архитектура, однако уделено внимание и памятникам природы (М.Ю. Коробко), и различным отраслям истории. Например, истории охраны недвижимого наследия (А.В. Работкевич), музейного дела (М.В. Иванов), музыки (Е.М. Левашев), кино (Н.Д. Троскина), педагогики (А.Е. Гриц), точных и естественных наук (Р.А. Симонов). Сложные и даже жестокие судьбы наших современников, сберегавших историко-культурное наследие, раскрыты статьями Г.Д. Канторовича и М.В. Иванова. Поскольку информация об одном и том же объекте повествования может быть неодинаковой у разных авторов, здесь использован жанр «печатного содоклада», не характерный для академических альманахов. В этом непривычном жанре выступает М.М. Ермолаев, по-своему характеризуя творчество художника, сознательно вычеркнутого из общественной памяти. Тот же М.М. Ермолаев публикует в этом выпуске архивный материал но строительству Выборгской крепости во 2-й пол. 19 века. Отношение к фортификации имеет и статья М.Ю. Коробко. Оба автора рассказывают о сооружениях, которые не пришлось использовать в боевой обстановке, но считать их бесполезными нельзя. Фортификация — мост между военной историей и архитектурой, которая в этом сборнике представлена разными регионами и периодами, притом под разными углами зрения. Культовые постройки 17 столетия в восточно-сибирском городе, исчезнувшем под водой, — тема статьи И.В. Калининой. Особый аспект — посвящение архитектурно-художественных произведений российским монархам — объединяет сооружения на территории Орловской области, о которых рассказал В.М. Неделин. Статья нидерландского музейного работника С В . Фиссер-Князевой знакомит с парадоксальной нынешней ситуацией вокруг домика Петра I в голландском городке Заандаме, значительно расширяя представления наших соотечественников о неподдельном интересе жителей Западной Европы к первому русскому царю-реформатору. Помимо фото-снимков и гравюр, в иллюстрации к статье включены детальные обмеры этого мемориального сооружения, выполненные полтора века назад немецким студентом, и словарь русских флотских терминов для нынешних голландцев. Типологические разновидности барочных наличников во Владимирской области и их эволюция, прослеживаемая до начала 20 в., рассмотрены в статье В.И. Плужникова. Новую незаурядную фигуру, повлиявшую на развитие русского классицизма, — немецкого архитектора Ф . Штенгеля — вводят в научный обиход статьи Г.К. Смирнова и С В . Казаковой. Смирнов рассказывает о работах этого зодчего в Твери (первом русском городе, подвергшемся радикальной переделке, с геометрической перепланировкой и ориентацией на античные архитектурные мотивы), Казакова — о его деятельности в российской столице. Статья А.Е. Грица сообщает о профессиональном воспитании московских зодчих в период классицизма и постепенного перехода к романтизму, стилизаторству, эклектике, а М.Л. Барашев повествует об эстетических воззрениях, воплотившихся в усадебном строительстве на закате классицизма. О праздничном оформлении торжеств в дореволюционной Москве, связанных с коронацией монархов и общегосударственными юбилеями, рассказывает Н.Д. Троскина. Трудностям дореволюционной охраны произведений религиозного искусства посвящена статья А.В. Работкевича. Объектами статей стали и биографии выдающихся людей. Р.А. Симонов с помощью своего бельгийского коллеги уточнил имя личного врача Ивана Грозного, а М.Д. Юмжапова выяснила национальность знамепитого гидротехника Сердюкова, который по распоряжению Петра I руководил строительством Вышневолоцкой водной системы. Жизненный путь немецкого архитектора Ф.Г. Тольцинера — выпускника знаменитого Баухауза, а впоследствии узника ГУЛАГа и основателя Пермских реставрационных мастерских — излагает Г.Д. Канторович. Художник В.И. Мушкетов стал популярным в Смоленске в связи со столетием войны 1812 года, затем работал в местном музее и не покинул его в дни немецко-фашистской оккупации, продолжая вести учёт экспонатов. За сотрудничество с врагом имя В.И. Мушкетова было проклято, а его картины уничтожены. Некоторые штрихи к биографии этого человека, объективно помогавшего возвращению историко-художественных ценностей в Россию, содержатся в статье М.В. Иванова, использовавшего и донесения агентов НКВД. Самая знаменитая советская песня Великой Отечественной войны оказалась совсем недавно предметом судебного разбирательства. Авторитетный эксперт но истории музыки Е.М. Левашов предоставил и решение суда, и собственное заключение, которое в конце 1990-х гг. выполнил по просьбе популярной газеты. Читатели нашего сборника первыми получают возможность сопоставить эти документы и их диаметрально противоположные выводы.

Сейчас продолжается работа над очередными выпусками Сборника. Он по-прежнему будет публиковать разнообразные материалы, обладающие информационной новизной и имеющие отношение к любой из отраслей историко-культурного либо природного наследия в весьма широком толковании этих понятий. Автором, не претендующим на гонорар, может стать любой обладатель такой информации (как текстовой, так и иллюстративной), готовый сотрудничать с редакторами.

Советы читателей и их материалы для публикации в Сборнике следует присылать но адресу: 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва; Центр документации наследии.

В. Плужников