Московское Дворцовое архитектурное училище в 1842-1866 годах

Третий период в истории училища начинается в 1842 г., когда Быковского на посту директора сменил Ф. Ф. Рихтер. Рихтер был выпускником Петербургской Академии Художеств, однако процесс его творческого становления несколько отличается от большинства коллег по Академии. Ещё во время учёбы он работал рисовальщиком в комиссии по сооружению Исаакиевского собора, что позволило ему приобрести навыки практического строительства. В Москву Рихтер переезжает в 1841 г. в составе большой группы петербургских архитекторов, присланных для возведения по проектам К.А. Тона Большого Кремлёвского дворца и храма Христа Спасителя. Эти стройки стали полем активного взаимодействия и взаимовлияния московской и петербургской архитектурных школ, поскольку здесь работали не только петербургские, но и московские мастера. Приезжие архитекторы оказали заметное влияние и на историю Дворцового училища. В частности, значительно изменился состав Конференции училища; в неё были включены как некоторые из петербургских зодчих — К.А. Тон, И.И. Свиязев, так и московские архитекторы, работавшие на строительстве Кремлёвского дворца — Н. И. Чичагов, В.А. Бакарев, И.А. Герасимов. Однако наибольшее влияние на систему обучения оказали зодчие, приглашённые Рихтером для непосредственного преподавания в училище и ставшие ведущими педагогами архитектурных дисциплин — И.А. Резанцев и Ф.А. Клагес. Оба они были выпускниками Академии Художеств и до приезда в Москву успели некоторое время поработать в северной столице: Резанцев — под руководством Тона на строительстве церкви Введения в Семёновском полку, а Клагес — в комиссии по восстановлению после пожара интерьеров Зимнего дворца и на строительстве Пулковской обсерватории (в обоих случаях под руководством А.П. Брюллова), а также на сооружении Мариинского дворца под руководством А.И. Штакеншнейдера. В Москве оба они работали рисовальщиками в комиссии по сооружению храма Христа Спасителя. Таким образом, к моменту преподавания в училище они, с одной стороны, накопили значительный практический опыт, а с другой — были хорошо знакомы с творчеством крупнейших представителей петербургской архитектурной школы [21]. Поэтому система обучения в училище была в этот период приближена к академической, что, в частности, проявилось в отмене тех предложенных Быковским нововведений, которых не было в Академии. Однако Рихтер считал необходимым не только воспроизвести в училище академические принципы архитектурного образования, но и сохранить, точнее сказать, восстановить отчасти утраченную при Быковском важную особенность московской архитектурной школы — основательную практическую подготовку. Воспитанники училища, как и в первый период его истории, начинают принимать активное участие в строительных работах, которые вела Дворцовая контора. Этими работами (в основном в Кремле) руководили, по крайней мере, первое время, петербургские архитекторы. Поэтому в этот период влияние петербургской школы на архитектурное образование в Москве было особенно велико.

В 1840-е гг. воспитанникам преподавался курс лепного искусства, который вёл И. Дылёв, бывший крепостной, руководивший лепными работами в интерьерах Большого Кремлёвского дворца. В это же время здесь читались факультативные курсы основ механики (Н.А. Страхов) и химии (А.Ф. Годвилло). Расширение круга преподаваемых в училище предметов и, следовательно, появление новых педагогов является проявлением тенденции к универсализации архитектурного образования, характерной для 2-й пол. 19 в.

Уже начиная с 1830-х гг. широкое распространение получает идея о создании в Москве учебного заведения, аналогичного Петербургской Академии Художеств, причём Дворцовое училище неизменно рассматривалось как основа для архитектурного класса будущей Московской Академии. Тесные контакты, установившиеся между педагогами училища и ведущего московского центра по подготовке художественных кадров — Училища живописи и паяния. — позволяли достаточно легко реализовать идею создания нового учебного заведения.

В 1865 г. [22] министр Императорского двора принял решение о слиянии Дворцового училища с Училищем живописи и ваяния. Во вновь созданное учебное заведение — Училище живописи, ваяния и зодчества — были переведены воспитанники Дворцового училища, которые не успели закончить обучение до его ликвидации. Туда же перешло большинство преподавателей архитектурных дисциплин — П.И. Зыков, П.А. Герасимов, Н. П . Милюков, Александр и Алексей Поповы, — которые составили основу педагогического коллектива архитектурного класса нового заведения. Таким образом, Московское Дворцовое архитектурное училище даже после своей ликвидации продолжало оказывать значительное влияние на развитие московской архитектурной школы.