Учителя московских зодчих. Ссылки и примечания

1. Полный список педагогов Московского Дворцового архитектурного училища с указанием времени преподавания, составленный автором настоящей статьи, см. в кн.: Архитектурные школы Москвы, Сборник 2. Учителя и ученики 1749—1918. М.,1999. С.34-37.

2. Звание гезеля получал ученик, уже имевший достаточное количество знаний. Оно было введено в России в нач. 18 в., а в середине столетия заменено званием архитекторского помощника. Гезель так же, как и помощник, имел право заниматься самостоятельной архитектурной деятельностью — см.: Архитектурные школы Москвы. Сб.2. Учителя и ученики. 1749-1999. М., 1999; Крашенинников А. Образование и профессиональные звания российских зодчих в XVIII — XIX вв. // Архитектура мира. Вьш. 7. Запад — Восток: Архитектурные школы Нового и Новейшего времени. Материалы международной конференции. М., 1998.

3. Цит. по изд.: Гамбурцев В.А. Архитекторская команда. М., 1894. С.32.

4. Учебное заведение, созданное в 1801 г., долгое время не имело официального названия, а в архивных документах именовалось то архитектурным училищем Экспедиции Кремлёвского строения, то архитекторской школой. В 1831 г. оно получило официальное название Московское Дворцовое архитектурное училище, которое и сохранило вплоть до своей ликвидации в 1866 г.

5. Мироновский возглавлял архитекторскую команду Кремлёвской Экспедиции, а затем Московской Дворцовой конторы, более сорока лет, до 1858 г. Однако после 1831 г. совмещение постов руководителя училища и команды было отменено, поэтому здесь и указана именно эта дата.

6. Архитектурные школы ... С.35.

7. Таманский в это время был вторым архитектором Экспедиции, в его подчинении находилась половина всех состоящих при училище архитекторских помощников — ГИМ ОПИ. Ф.327. Д.5. Л.76об. Кузьмин занимался педагогической деятельностью ещё в Школе Каменного приказа (1775—1782). М.В. Будылина утверждает, что он занимался преподаванием вплоть до своей смерти в 1820 г., однако архивными документами это не подтверждается — Будылина М.В. Архитектурное образование в Каменном приказе // Архитектурное наследство. Вып. 15. М., 1963. Наиболее вероятным выглядит предположение относительно Кампорези, т.к. он в кон. 18 в. занимался обучением учеников в рамках возглавляемой им команды по строительству Екатерининского дворца в Лефортово, а позднее имел частную школу, где обучался, в частности, О.И. Бове.

8. РГАДА. Ф.1239. Оп.З. Д.16114. Л.12об.; Д.16119. Л.7об.-13; Д.16123. Л.6об.- 11; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. Ч. 2. М., 1855. С.151-153.

9. Мягков Г.И. Теория о механизме сводов, изданная <...> в пользу воспитанников вышнего класса Архитектурного Кремлёвского училища. М., 1825. С.З.

10. И.Ф. Мерцалов, преподававший в училище в 1802-1805 гг., до этого был педагогом в школе Каменного приказа (1778—1782), а З.Е.Урядов — в школе-команде М.Ф. Казакова (1796-1801).

11. Сальватор Тончи (в некоторых документах именуется Николай Иванович, 1756— 1844), известный художник-график, по происхождению итальянец. В 1790-х гг. служил при дворе польского короля Станислава Понятовского, вместе с которым в 1795 г. переехал в Петербург. В первые годы 19 столетия приехал в Москву, во время войны 1812 г. перебрался во Владимир, где проработал несколько лет. Должность инспектора рисовальных классов в училище занимал с 1815 по 1842 г. - РГАДА. Ф.1239. Оп.З. Д.16119. Л.13об.-15; Д.16125. Л.7об.; Селиванов А.В. Художник Сальватор Тончи // Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Кн.6. Владимир, 1904.

12. В Академии Василевский в 1809—1819 гг. преподавал историю, литературу и мифологию — РГАДА. Ф.1239. Оп.З. Д.16092, 16094; Венгеров С.А. Критико-библиографический словарь русских писателей и учёных. Т.4, отд.2. СПб., 1895. С.109.

13. М.С. Гастев (1801—1883) так же, как и Василевский, работал в Московском университете, а также в Московской Практической коммерческой академии, где преподавал историю и географию. В 1841 г. издал книгу «Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы», содержащую ряд ценных сведений по истории древней столицы. В училище преподавал с 1835 по 1847 г. — РГАДА. Ф.1239. Оп.З. Д.16119. Л.57об.-59; Д.16129. Л.16об.; Русский биографический словарь. Т. Гааг - Гербель. М., 1914. С.262-264.

14. В 1831 г. была ликвидирована Экспедиция Кремлёвского строения, которой подчинялось училище. Последнее было передало в ведение Московской Дворцовой конторы, которая, в основном, унаследовала функции Экспедиции.

15. Устав Конференции училища утверждён президентом Московской Дворцовой конторы С И . Гагариным 17 февраля 1832 г. — ГИМ ОПИ. Ф.327. Д. 5. Л.109об.

16. Е.И. Классен был также первым (с 1832 по 1836 г.) учёным секретарём Конференции училища и автором первых печатных отчётов о деятельности училища, которые начали публиковаться с 1833 г. - РГАДА. Ф.1239. Оп.З. Д. 16114. Л.20об.- 24об.; Д.16119. Л.15об.-20об.

17. Максютин посвятил преподаванию в училище почти всю слою жизнь. Кроме должности учителя, он с 1839 г. занимал пост его главного смотрителя. Помимо рукописных конспектов по читавшимся им курсам, которые использовались учениками как учебники и сохранились в архивах в нескольких экземплярах, им в 1844 г. была составлена «Программа для испытания воспитанников Московского дворцового архитектурного училища». Часть его курса истории древнерусского зодчества была опубликована в конце 1840-х — нач. 1850-х гг. в книге А.А. Мартынова и И.М. Снегирёва «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества».

18. Principes de dessin d'ornement а l’usage de la jeunesse par Joseph Angelo Artari. M., 1854.

19. Иосиф Иосифович (в некоторых документах именуется Иосиф, или Осип, Иванович) Артари-Коломбо (1824—1881) родился в Москве. Рисованию обучался, вероятно, у отца и дяди. В возрасте 19 лет получил в Академии Художеств звание свободного неклассного художника. Поступил преподавателем в училище в 1850 г. В 1852 г. получил от Академии Художеств звание академика за рисунок «плафона для загородного охотничьего дворца», став единственным в то время академиком по плафонной и декорационной живописи. Среди его работ — росписи в Большом Кремлёвском (плафон в парадной гостиной и стенопись в Собственных покоях) и Петровском дворцах, в церкви Троицы на Грязех, в Вознесенской церкви Покровского монастыря и др. Работал также рисовальщиком на ювелирных фабриках Сазикова и Губкина — РГАДА. Ф.1239. Оп.З. Д.16126. Л.48об.-49, 70об.-71; Д.16128. Л.56об.; Д.16129. Л.77об.; Гартвиг А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремёслам. М.,1901. С. 393; Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской академии Художеств. Ч.II. Пг., 1915. С.9; Собко Н.П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев и зодчих. Т. 1. СПб., 1893. С.237.

20. Мещанское отделение технического рисования было создано при Дворцовом училище в 1833 г. для ио;цхэтовки рисовальщиков для различных отраслей промышленности, в первую очередь текстильной. В 1843 г. оно было отделено от училшца, а в 1860 г. объединено с рисовальной школой графа С.Г.Строганова. Новое учебное заведение — Строгановское училище технического рисования, ставшее крупнейшим в России центром художественно-промьишюнного образования, просуществовало до 1918 г.

21. Резанцев преподавал в училище в 1843-1852 гг., а с 1846 г. был членом Конференции — РГАДА. Ф.1239. Оп.З. Д.16126. Л.68об.-70; Д.16129. Л.6Зоб.; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С.217. Клагес преподавал в 1848—1851 и 1861—1866 гг. и состоял членом Конференции с 1848 г. Интересно, что после ликвидации училища он вернулся в Петербург, преподавал в Академии, а также был хранителем академических библиотеки и музея - РГАДА- Ф.1239. Д.16130. Л.92об.-97; ГИМ ОПИ. Ф.327. Д.8. Л.57-61; Зодчие Москвы ... С.133; Кондаков С.Н. Указ. соч. С.340.

22.Решение о ликвидации училища было принято в 1865 г., однако фактически его деятельность продолжалась до 1866 г., поэтому именно этот год следует считать датой прекращения существования учебного заведения.