Общий обзор проведенной работы

Изучены необходимые фонды Государственного Центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки (преимущественно фонды семьи А.В. Александрова и фонд «Собрание рукописей советских композиторов»).

В Российской Государственной библиотеке изучены и рассмотрены с позиций стилистического и структурного анализа поэтического текста стихотворения В.И. Лебедева-Кумача периода 1920-1940-х годов.

В Российской Государственной библиотеке (Москва) просмотрены дореволюционные журналы, а в Государственной публичной исторической библиотеке (Москва) просмотрены подшивки московских газет за 1930-е годы, в результате чего доказан факт литературного воровства: в первом варианте песни В.И. Лебедева-Кумача «Москва майская» (1937) одна из строф представляет собой плагиат начала стихотворения «Вечер» (1915), которое принадлежит поэту А.Р. Палею.

В семейном архиве А.Ю. Боде (внука А.А. Боде) тщательно изучены и сопоставлены между собой материалы мемуарного и эпистолярного характера.

В Российской Государственной библиотеке (Москва) и Российской Национальной библиотеке (Санкт-Петербург) просмотрены подшивки старых газет, издававшихся в Рыбинске в 1916 году.

В Научной нотной библиотеке им. С. И. Танеева просмотрены различные издания сочинений М.И. Глинки, в результате чего найдена «Мазурка», послужившая (по словам дочери А.А. Боде — З.А. Колесниковой) творческим стимулом для сочинения её отцом мелодии песни «Священная война» в 1916 году.

В нотной библиотеке Московской Государственной консерватории тщательно просмотрены сочинения А.В. Александрова песенных и хоровых жанров с целью составить научно-объективное и чёткое представление о приёмах композиторской техники этого автора.

В Российском Государственном архиве литературы и искусства досконально просмотрена картотека по всем материалам, связанным с жизнью и творчеством В.И. Лебедева-Кумача.

Примечание: тем не менее, не удалось провести работу с самими рукописями материалами фонда В.И. Лебедева-Кумача в Российском Государственном архиве литературы и искусства, поскольку этот фонд (как мне было сказано сотрудниками) был закрыт для доступа родственниками поэта, причём закрыт, судя по всему, в тот самый момент, когда я подал в читальном зале официальную заявку на просмотр чернового автографа стихотворения «Священная война».