Публикуемое выше «Заключение эксперта» печатается в настоящем издании без единого отступления от того текста, который был подготовлен и написан мною — Евгением Михайловичем Левашовым — в ответ на официальный запрос редакции «Независимой газеты» и отдан в эту газету в мае 1999 года. Для достаточно объективного и всестороннего понимании этого научного и юридического документа представляется целесообразным вкратце сообщить читателю о событиях, предшествовавших и сопутствовавших его созданию, а также и о последующей истории изложенного здесь сюжета.
Во времена «хрущёвской оттепели» в семье Зинаиды Александровны Колесниковой стали всё свободнее говорить о давнишней семейной тайне и о подтверждающих эту тайну документах, хранившихся в её доме. Речь шла о том, что текст и мелодию знаменитой песни «Священная война» написал ещё в 1916 году Александр Адольфович Боде — отец Зинаиды Александровны. В конце 1937 года автор прислал свою песню самому знаменитому тогда поэту-песеннику В.И. Лебедеву-Кумачу. Но сюжет в политическом смысле пришёлся не ко времени и рукопись была, как говорится, положена под сукно. А в первые же дни Великой Отечественной войны — когда А.А. Боде не было в живых, а некоторые члены его семейства несколько лет уже находились в сталинских концлагерях — В.И. Лебедев-Кумач просто выдал текст песни за свой собственный, изменив в соответствии с политической конъюнктурой лишь несколько строк. Мелодия же была отдана на гармонизацию, обработку и оркестровку не менее высокопоставленному тогда композитору — А.В. Александрову.
Со временем семейная тайна стала известна более широкому кругу лиц и, в частности, крупному журналисту Андрею Викторовичу Мальгину, который явился одним из инициаторов соответствующей передачи по каналам запрещённой в ту эпоху для слушателей нашей страны радиостанции «Радио Свобода» (14, 15, 17 апреля 1990 года). Почти одновременно А.В. Мальгин подготовил к публикации и опубликовал те же и многие другие впечатляющие материалы в своей статье о Лебедеве-Кумаче «Самый советский из поэтов» (в журнале «Столица» № 6 за 1991 год).
Практически сразу же после передач «Радио Свобода» в семью наследницы уже умершей З. А. Колесниковой Веры Сергеевны Гавриловой пришёл человек, который представился как искусствовед — специалист по массовым патриотическим песням и творчеству Лебедева-Кумача — и который настоятельно попросил допустить его ознакомиться с семейным архивом А.А. Боде. Это был ведущий рубрики «Память сердца» в журнале «Родина» Юрий Евгеньевич Бирюков. Вместе с ним приехал также Владимир Степанович Заика — старший редактор музыкальной редакции Московского радио. После их работы в семейном архиве рукопись 1916 года песни «Священная война» бесследно исчезла. А сам Ю.Е. Бирюков впоследствии всегда выступал на судебных заседаниях как юридический противник семьи Боде-Колесниковой и рьяно защищал авторство Лебедева-Кумача.
Спустя ещё семь лет к спору присоединился ведущий научный сотрудник (заведующий научной лабораторией) Лётного исследовательского института им. М.М. Громова и он же опытный журналист Владимир Артёмович Шевченко, опубликовавший 8 мая 1998 года в «Независимой газете» статью «Священная война — эхо двух эпох». Впрочем, в этой статье принципиально новый материал касался преимущественно обстоятельств жизни семьи Боде и Колесниковой, а обвинения Лебедева-Кумача в плагиате в целом в более мягкой форме повторяли публикацию А.В. Мальгина.
Однако именно эта статья Шевченко и явилась непосредственной причиной последующего судебного инцидента.
В августе 1998 года внучка поэта В.И. Лебедева-Кумача — Мария Георгиевна Деева подала в Мещанский межмуниципальный суд города Москвы «Иск о защите чести и достоинства Деевой М.Г.», поскольку считала, что упрёки в адрес её деда порочат и его внучку. В связи с чем она требовала официальных опровержений, извинений и выплаты ей громадной денежной компенсации тремя физическими и юридическими лицами: А. В. Мальгиным, В.Л. Шевченко и «Независимой газетой».
Для того чтобы не выглядеть голословным, процитирую выдержку из начального раздела решения Мещанского районного народного суда г. Москвы от 21 декабря 1999 года. Истица официально просила «...суд опровергнуть сведения, опубликованные в данной статье, как порочащие честь, достоинство и деловую репутацию её деда — поэта-песенника В.И. Лебедева-Кумача, обязать принести ей публичные извинения и взыскать с ответчиков в счёт компенсации морального вреда 500000 (пятьсот тысяч) рублей».
Уже само принятие дела к рассмотрению представляется юридически сомнительным сразу по нескольким причинам: 1) В. И. Лебедев-Кумач давно умер, и неясно, как теперь можно опорочить его «деловую репутацию»; 2) за давностью лет сочинения песни вопрос об авторстве должен решаться профессиональными экспертами - историками, а не судебными чиновниками, которые в данных вопросах не могут быть компетентными; 3) суд не может опровергать сведения такого рода, он может лишь выносить решения на основании суждений специалистов.
Так или иначе, судебные заседания начались и, как водится в нашей отечественной юридической практике, по разным причинам переносились с месяца на месяц, причём длительность всего процесса достигла почти полугора лет. Но затем, в связи с ощутимым изменением политической ситуации, дело было завершено за две недели в декабре 1999 года в крайней и (по моему мнению) в намеренной и юридически неприличной спешке.
В декабре 1999 года состоялось три судебных заседания — 10, 20 и 21 декабря. Заседание от 10 декабря было выдержано в тоне традиционной юридической состязательности, без каких-либо признаков очень быстрого окончания дела. Между тем, напомним, что 19 декабря состоялись выборы в Государственную Думу, результатом которых явились внушительная победа проправительственной партии («Единство») и её сенсационная коалиция с политическими направлениями коммунистической ориентации.
Уже на следующий день, 20 декабря, судья Ирина Давидовна Макарова после совещания со своим непосредственным начальником (председателем Мещанского межмуниципального суда Лукашенко) стала вести заседание в крайне убыстрённом темпе и принимать подчёркнуто категорические решения, в частности, об отсутствии необходимости учета судом мнения экспертов. По официальной формулировке — в экспертизе было категорически отказано (в результате чего и составленное мною экспертное заключение не могло уже никак рассматриваться). Тогда же истица М.Г. Деева и её адвокат прибегли к хитрому и (по моему мнению) заведомо беспринципному приёму и официально сняли все свои юридические претензии к высказываниям и публикациям А.В.Мальгина, хотя именно он первым принципиально и во всём объёме поднял этот вопрос в средствах массовой информации.
Скрытая причина такой неожиданной акции заключалась в том, что А.В. Мальгин в это время был уже председателем Совета директоров издательского дома «Центр — Плюс», находящегося под патронажем мэра Москвы Ю.М. Лужкова. В подобных обстоятельствах продолжение судебного преследовании Мальгина могло бы вызвать излишний для истицы общественный резонанс и выявить как дополнительные факты творческой нечистоплотности Лебедева-Кумача, так и вопиющие юридические слабости в ведении самого судебного заседания.
По сути дела, создалась парадоксальная ситуация: ведь даже по логике обвинителей концы с концами у них не сходились, поскольку главный критик Лебедева-Кумача А.В. Мальгин был освобождён самой истицей от судебной ответственности за свои статьи, а удар пришёлся на человека (пожилого и очень больного), который в смягчённой форме лишь повторил отдельные из его аргументов. То есть, суд (по моему мнению) здесь интересовало не выявление истины, а быстрейшее административное завершение дела с формулировкой, удобной для М.Г. Деевой, но и не слишком скандальной в политическом смысле.
Судебный отказ 20 декабря 1999 года в привлечении экспертов по сути дела уже явился решением суда в пользу истицы.
На следующий день, 21 декабря 1999 года, состоялось заключительное заседание. «Независимую газету» представляла адвокат Раиса Белявна Гонопольская. Свидетеля со стороны ответчика — правнука А.А. Боде Александра Юрьевича Боде — на это заседание не вызвали. Судья решила дело в пользу истицы с требованием к ответчикам опубликовать в «Независимой газете» официальное опровержение статьи Шевченко. Вопрос же о материальной компенсации был решён почти символически: В.Л. Шевченко должен выплатить 3000 рублей, а «Независимая газета» — 10000 рублей.
Уже в самом оформлении судебного решения содержались существенные юридические огрехи (ксерокопия этого решения хранится в моём личном архиве). Так, например, при цитировании иска была пропущена фамилия А.В. Мальгина, как будто он изначально не фигурировал в деле (впрочем, всё это уже мелочи для традиционно неряшливого и предвзятого судопроизводства).
Весной 2000 года история получила неожиданное продолжение.
Исследователь из Израиля Зеев Бар-Селла опубликовал в Тель-Авивском журнале «Миг-Ме\У5» (№ 2) статью «Пир победителя», в которой среди многих обличающих Лебедева-Кумача аргументов приводит два дополнительных и ранее неизвестных факта плагиата советского поэта сталинской эпохи. Текст песни «Капитаны воздушных морей», опубликованный 22 августа 1937 года Лебедевым-Кумачом в газете «Правда», представляет собой переделку стихотворения «Капитаны» из творчества запрещённого тогда поэта Николая Степановича Гумилёва. Текст «Песни о Цусиме» из кинофильма «Моряки» 1940 года даёт ещё более выразительные доказательства литературного воровства Лебедева-Кумача, теперь уже по отношению к стихотворению Владимира Тан-Богораза «Цусима» (в сборнике «Стихотворения». СПб., 1905 год).
Для наглядности приведу тексты двух стихотворений параллельно.
Владимир Тан-Богораз
Стихотворение «Цусима» из сборника, изданного в 1905 году:
У дальне-восточной границы,
В морях азиатской земли —
Там дремлют стальные гробницы,
Там русские есть корабли.
Седые лежат адмиралы
И дремлют матросы вокруг,
У них прорастают кораллы
Сквозь пальцы раскинутых рук.
Василий Лебедев-Кумач
Текст песни к кинофильму «Моряки», вышедшего на экраны в 1940 году
В Цусимском проливе далёком,
В дали от родимой земли
На дне океана глубоком
Покойно лежат корабли.
Там русские спят адмиралы
И дремлют матросы вокруг,
У них прорастают кораллы
Меж пальцев раскинутых рук.
В недавно вышедшем полном издании мемуаров Ю.К. Олеши под названием «Книга прощания» (М., «Вагриус», 1999, стр. 156) маститый писатель вспоминает о в высшей степени выразительном эпизоде из жизни московских литераторов второй половины 1930-х годов: «Позавчера [дата автором не уточняется] в Клубе писателей Фадеев разгромил Лебедева-Кумача. Сенсационное настроение в зале. Фадеев приводил строчки, говорящие о плагиате [...]. В публике крики: позор!».
Таким образом, факты доказанного плагиата продолжают множиться и накапливаться. А противостояние коррумпированной номенклатуры и независимой творческой интеллигенции сохраняется в нашем обществе как и ранее: «Как два различных полюса во всём различны мы».
М.Г. Деева получила деньги (правда, не 500.000, как она требовала, но в 38 раз меньше), в «Независимой газете» но приговору суда было напечатано опровержение, а выдающийся авиаконструктор и популярный, всеми по-прежнему уважаемый подмосковный краевед Владимир Артёмович Шевченко, измученный продолжающимися бесконечными хождениями в разные судебные инстанции, 26 августа 2000 года скончался от сердечного приступа.
Е.Л.