Важнейшая особенность определения авторства (научной атрибуции)

В вопросе об авторстве песни «Священная война» главная сложность и важнейшая особенность научной атрибуции состоит в том, что прямых и абсолютно неопровержимых вещественных доказательств не сохранилось ни для одной версии, ни для другой.

С одной стороны, ни в одном из архивов не удалось найти никаких следов не только черновой работы, но даже нотного автографа А.В. Александрова песни «Священная война» (от 1941 года сохранилась только рукописная копия, сделанная профессиональным переписчиком). Интересно отметить также, что в фонде В.И. Лебедева-Кумача хранятся дарственные ноты едва ли не всех его песен, к которым композиторы (от Дунаевского до Соловьева-Седого) писали музыку, однако нот песни «Священная война» в этой репрезентативной подборке нет. Никаких признаков авторской творческой работы поэта в связи с этой песней тоже не обнаружено.

С другой стороны, доказательства семьи Боде основываются либо на материале личной, то есть неофициальной переписки между собой родственников и друзей, либо на воспоминаниях и семейных преданиях, который всегда производят впечатление искренности тона и согласуются во всех принципиальных деталях, в значительной части подтверждаются документально, но не могут быть доказаны юридически.

Положение особенно ухудшилось после пропажи (по версии семьи Боде — кражи) в 1980-е годы нотного автографа с текстом и мелодией песни «Священная война», который, по свидетельству З.А. Колесниковой, принадлежал к 1916 году и был именно тогда собственноручно написан А.А. Боде.

С этого автографа в 1980-е годы была сделана рукописная копил (методом наложения двух листов бумаги на стекло и копирования на просвет). Все, даже мельчайшие нотно-текстологические признаки, косвенно свидетельствуют в пользу копируемого документа. Однако юридической силы такие признаки также иметь не могут.

Таким образом, для приближения к исторической истине эксперт может обращаться только к нескольким указанным областям этико-психологических, социально-политических и научно-логических умозаключений:

  1. Оценка нравственного уровня личности — можно ли точно доказать, что поэт В.И. Лебедев-Кумач ранее занимался плагиатом, то есть литературным воровством.
  2. Оценка социальной ситуации — можно ли считать, что факты, известные нам по сообщениям официальной советской прессы 1930-х годов и более поздних периодов, являются изложением несомненной истины (в частности — юридического значения).
  3. Оценка степени непротиворечивости или противоречивости фактов в их согласовании друг с другом, а также их правдоподобия или неправдоподобия в контексте конкретной исторической ситуации.
  4. Анализ музыкальной и поэтической жанровой традиции, в русле которой родилась песня «Священная война». Степень «соответствия этой традиции музыке и поэзии двух эпох: Первой мировой войны и Второй мировой войны.
  5. Анализ типичных стилевых признаков песенного наследия В.И. Лебедева-Кумача в их сравнении с поэтическим стилем песни «Священная война».
  6. Анализ типичных особенностей композиторского мышления А.В. Александрова в их сравнении с музыкальным стилем песни «Священная война».