Преамбула

14 января 1999 года редакция «Независимой газеты» по рекомендации Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки прислала мне официальное письмо с просьбой составить экспертное заключение по вопросу об авторской принадлежности музыки и поэтического текста песни «Священная война» и о степени соответствия исторических документов и исторических фактов одной из двух бытующих в настоящее время версий:

1-я версия (официально принятая) — текст песни «Священная война» был написан поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом в июне 1941 года, в первый же день Великой Отечественной войны, а музыка была сочинена композитором А.В. Александровым несколькими днями позднее;

2-я версия (изложенная в различных журналах и газетах несколькими журналистами на основании собранных ими фактов) — текст и мелодия песни «Священная война» были написаны разносторонне образованным учителем литературы, русского языка, латинского и греческого языков Рыбинской мужской гимназии А.А. Боде весной 1916 года, после чего эта песня была исполнена автором частично в пении, а частично в речитативной декламации во втором отделении одного из концертов в честь раненых на германском фронте русских солдат.

«Независимая газета» просила меня, кроме того, дать конкретное экспертное заключение по следующим вопросам:
а) возможно ли найти «Мазурку» М.И. Глинки, о которой упоминает в одном из писем Зинаида Александровна Колесникова, а если возможно. то в какой степени можно говорить об этой Мазурке как о непосредственном стимуле для сочинения А.А. Боде 1916 года;
б) о какой мере соответствия исторической истине можно с научной точки зрения говорить в связи с каждым из сохранившихся исторических документов;
в) в какой степени эти документы согласуются друг с другом.