Здания по проектам зодчего А.Д. Захарова в Рославле

Двухэтажный главный корпус Присутственных мест в Рославле вошел в комплекс вместе с "городническими службами", "тюремным зданием" и "сараем для пожарных инструментов". Чертеж рубежа XIX-XX вв. изображает фасад и план главного здания, завершённого вальмовой кровлей. На девятиосном фасаде в строгих формах позднего классицизма главный вход сделан по оси пятиосного ризалита под фронтоном во всю его ширину. Нижняя половина ризалита рустована. Перед входом — одномаршевое крыльцо, как и перед входом, примыкающим к фасаду справа. Первый вход ведёт в казначейскую часть, сильно вытянутую в глубь двора; вторым начинается длинный крытый проход во двор. Дверь в глубине прохода — вход в полицейское управление, почти квадратное в плане. В казначействе коридорная планировка, интерьер полицейского управления крестообразно разделен капитальными стенами. Второй этаж, помимо казначейства, занимала квартира казначея. Она размещалась над полицейским управлением, и попадали в неё через квадратную дворовую пристройку. В глубине двора находился архив, в углу двора — длинный флигель. Возможно, его построили но образцовому проекту А. Захарова, рекомендованному для Рославля и еще для пяти городов Смоленской губернии. Три средние оси 11-осного фасада подчеркивал ризалит с широким фронтоном и сандрики над окнами. Фронтон прорезало трёхчастное полукруглое окно. Вдоль одного длинного фасада располагались градская полиция и нижний земский суд, вдоль другого — дворянская опека и уездный суд. Вначале флигелей было два — они симметрично фланкировали двор по его длинным боковым сторонам, а место архива занимала тюрьма. На внешнюю сторону огражденной территории Присутственных мест, в глубь квартала, выгибался полукруглый в плане высокий частокол из толстых заострённых бревен. На диаметр полукруга выходил длинный фасад небольшой каменной тюрьмы — одноэтажного здания под вальмовой кровлей. Крыльцо с одномаршевой лестницей по оси фасада вело ко входу в караульню, разделявшую два арестантских помещения.

В период позднего классицизма в Рославле появился самостоятельный тюремный комплекс на прямоугольном участке, обнесённом высокой глухой оградой из кирпича. Гладкая стена ограды с подчёркнутыми карнизом и цоколем прерывалась только въездным зданием со ступенчатым аттиком во всю ширину парадного продольного фасада. На нём ленточный руст покрывал нижнюю половину и доходил до пят огромной арки в широком обрамлении. На уровне шелыги гладь стены оживляли две лежачие ниши. Окон на внешнем фасаде не было. По сторонам въездной арки размещались баня и контора, зеркально идентичные в плане: прямоугольные сени перед квадратным помещением. Основной двухэтажный корпус занимал центр участка. К этому квадратному зданию под пологой вальмовой кровлей с боков примыкали объёмы с дублирующими лестницами для перемещения арестантов. Камеры размещались по сторонам широкого коридора с мелкими окошками в торцах. Во втором этаже, над двумя нижними камерами, находилась тюремная церковь без обособленного алтарного объёма. Вдоль задней стены комплекса располагался "секретный корпус" с крыльцами в ризалитах на флангах. Кроме камер он включал в себя больницу и пекарню. Коридор вдоль камер освещался разреженными окнами во внешней стене комплекса. Тюрьмы в период позднего классицизма приобретали строгий монументальный облик (такое здание сохранилось в Дорогобуже). Их проекты, разработанные А.Д. Захаровым, использовались для реконструкции примитивных острогов за высоким деревянным тыном, построенных задолго до войны с Наполеоном и существовавших в уездных городах еще в 1820-е гг.