Спасский монастырь в Енисейске

Целостный архитектурный ансамбль середины 18 — начала 19 в., благодаря своему возвышенному положению, отчётливо господствует в плоской панораме Енисейска.

Монастырь основан в 1642 г. (по другим, менее достоверным сведениям — в 1593 г.) к юго-западу от Енисейского острога, за пределами посадской и слободской застройки, у дороги, ведшей в Маковский острог, на мысу подступающего с запада невысокого плато. Многоугольная неправильная конфигурация монастырской территории, огороженной деревянным заплотом, определялась склонами мыса, которым соответствовали и направления двух изогнутых лучевых улиц, расходящихся от центра города. Территория делилась на переднюю (восточную) и заднюю (западную), хозяйственную, половины.

Первоначально все монастырские постройки были деревянными. В сер. 18 в. на месте сгоревшей соборной церкви выстроен каменный Спасский собор с двумя приделами, трапезной и колокольней. В 1785—1796 гг. к востоку от собора, над самым склоном плато, появились каменные ворота с надвратной церковью Захарии и Елизаветы. В 1789—1806 гг. возводится каменная ограда, охватившая полукольцом переднюю часть монастырской территории. В 1794—1796 гг. к северу от собора, в линии ограды, возведён каменный настоятельский корпус, в 1803 г. к западу от собора — каменный корпус братских келий. Наконец, в 1805—1808 гг. «усердием енисейского купца Ивана Волкова» к собору пристроен с юга третий, Ильинский придел.

Создание каменного монастырского ансамбля происходило одновременно с регулярной перепланировкой города. Надвратная церковь, собор и братский корпус образовали продольную ось ансамбля, совпадающую с направлением Ручейной улицы, ориентированной на монастырские ворота; здесь, перед воротами, возникла Сенная площадь. Поперечная ось ансамбля — настоятельский корпус с северными воротами, собор и южные ворота — стала продолжением поперечного Святоградского переулка, проложенного к монастырю от берега Енисея. Переулок пересекался Успенской улицей — продольной городской магистралью, проложенной вдоль северной стены монастыря в направлении Ачинского тракта. В середине 19 в. восточные ворота были заложены, и в передней части монастырской территории разбит плодовый сад.

Среди деревянных построек хозяйственного двора следует отметить баню, кузницу и конюшни, а также пристроенную к братскому корпусу завозню с погребом; в 1841 г. в юго-западном углу был выстроен одноэтажный пятистенный дом, в 1867 г. — ещё один, с «колидором» и двумя крыльцами, в котором разместились кухня, трапезная и казначейская келья. В 1878 г. обветшавший братский корпус был разобран.

С 1780 г. в монастыре существовало духовное училище, в 1856 г. переведённое в Красноярск. В 1817-1865 гг. помещения под Захарьевской церковью были заняты Енисейским духовным правлением. После пожара 1869 г. верхний этаж настоятельского корпуса временно сдавался под присутственные места. С лета 1828 г. по 24 сентября 1831 г. в монастыре содержался ссыльный декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин. В монастыре имелись иконы «древней живописи» (в том числе образ Спаса Нерукотворного, принесённый, по преданию, из Эфеса каким-то паломником и почитавшийся чудотворным) и произведения прикладного искусства работы местных мастеров. Монастырская библиотека, насчитывавшая около 300 томов, включала старопечатные книги 17 в., изданные в Молдавии, Киево-Печёрской лавре и Кутеинском монастыре.

В настоящее время ансамбль монастырских построек представлен крайне запущенным зданием Спасского собора, настоятельским корпусом, руинами разобранной городским промкомбинатом надвратной Захарьевской церкви, а также значительной сохранившейся частью каменной ограды. Вся площадь бывшего хозяйственного двора занята громоздкими постройками городского пивзавода; временные склады предприятия расположены и в передней части монастырской территории.