К читателю

Перед вами третий сборник в серии «Архив наследия». В этом выпуске наибольшее внимание уделено архитектурным памятникам. Несмотря на неплохую изученность зодчества петровской эпохи исследователи продолжают находить в натуре его новые произведения, не входившие до сих пор в научный обиход. Об одном из таких зданий, замаскированном позднейшими наслоениями, — соборе в Тамбове — повествует статья М.В. Вдовиченко. Былая столица Восточной Сибири, город Енисейск выделяется среди населённых пунктов в азиатской части России количеством и своеобразием памятников зодчества. Из их аннотированного каталога, составленного С.С. Попадюком, в данном выпуске сборника публикуется лишь половина, охватившая культовые сооружения. Недостаточно ясную биографию незаурядного зодчего эпохи классицизма А.И. Мельникова дополняют архивные находки В.М. Неделина, освещающие работу этого мастера в Мценске и Орле. С малоизвестной отраслью государственного строительства также в период классицизма — тюремной — знакомит статья Г.К. Смирнова. Организации строительных работ в классицистических усадьбах посвящен материал М.А. Барашева, попутно сообщающий не слишком известные сведения о полководце А.В. Суворове как владельце имения во Владимирской губернии. Уяснить процесс вытеснения классицизма эклектикой существенно помогает статья А.Е. Грица об эволюции учебных программ для будущих московских зодчих. Одновременно с этими переменами в России, в правление Николая I, начинается серьёзная практическая работа по учёту архитектурных памятников. Анализ первого обстоятельного пособия для этого дела, актуального и сегодня, сделал К.Г. Головкин. Борьба за сохранение российского архитектурного наследия приобрела драматическую остроту в советское время. Судьба выдающихся памятников зодчества зачастую решалась внезапно и в ущерб национальной культуре. Одно из архивных свидетельств тому публикует М.В. Иванов.

В формировании экономики и историко-культурной цельности российского Европейского Севера большую роль сыграли ярмарки. О них пишет Н.В. Вехов.

Мучительно-сложный 20-й век, медленно входящий в наше сознание как минувший, сегодня требует повышенного внимания к его затемнённым историческим лабиринтам, особенно к тем, которые намеренно прятали от общественного внимания. Зоны скрытности распространились и на такие темы, которые недавно казались максимально высвеченными — например, биография Ленина или события Великой Отечественной войны. Статья М.И. Рабиновича приводит документы об угрозе ареста Ленина чекистами из города Белого, а дополняющая статья М.Ю. Коробко цитирует пророческие предположения насчёт такой ситуации, сделанные в том же 1920 г. большевиком A.M. Игнатьевым, который, кстати сказать, отрицал веру Ленина в коммунизм (по воспоминаниям Кофода). Этот странный эпизод в ленинской биографии связан с внезапным выездом вождя на охотничьи забавы в тяжёлое для страны время. В книге И.П. Чалой и Ю.А. Веденина «Культурно-ландшафтое районирование Тверской области» (М., 1997) район в окрестностях г. Белого, облюбованный для ленинской охоты, характеризуется как «глубинный, с живописными ландшафтами, мозаичной структурой лесов и полей», а потому фактически имеет отношение и к историческому, и к природному наследию России.

Трагическим летом 1941 года пластично-неопределённые сводки Совинформбюро, призванного поддерживать веру советского населения в своих руководителей и Красную Армию, оставили без внимания бомбардировки Берлина, которые наша авиация совершала уже через полтора месяца после начала войны (см. сборник документов Совинформбюро, изданный в 1944 г.). Статья В.И. Плужникова знакомит с советским пособием для авиационных и диверсионных ударов по немецкой столице. Оно исподволь формировалось ещё в период демонстративной дружбы между Советским Союзом и фашистской Германией.

В этом выпуске сборника появляются новые жанры — мемуары и возврат к темам, затронутым ранними выпусками. С.А. Перова (вдова рано ушедшего из жизни Е.В. Николаева, успевшего оставить заметный след в химии и архитектуроведении) предоставила записи бесед с художницей Е.В. Гольдингер, которая в начале 20 века дружила с видными деятелями культуры.

Р.И. Платонова предоставила записи, сделанные её отцом И.С. Кузнецовым. Вплоть до печально-знаменитых чехословацких событий 1968 года он был советским дипломатом в этой стране, но публикуемые записки посвятил не службе на этом поприще, а истории своей малой родины — крупному волостному селу Антиповки в Нижнем Поволжье. Несмотря на преданность советской власти И.С. Кузнецов в своих объективистских мемуарах воспроизводит и пугающие черты этого строя. Записки И.С. Кузнецова готовила к печати С. В. Илевич.

Рубрика «Шаг назад» свидетельствует о желании наших читателей уточнить и углубить проработку отдельных тем в прежних выпусках сборника. После сопоставления суждений об авторстве песни «Священная война» родственники самодеятельного поэта и композитора А.А. Боде передали в Центр документации наследия портрет этого человека, воспроизводимый в данном выпуске. М.В. Иванов корректирует историю предреволюционной смоленской выставки с работами художника Мушкетова, впоследствии обвинённого в сотрудничестве с немецкими оккупантами и потому преданного забвению.

Как и прежде, мнения читателей и их материалы для публикации в сборнике просим присылать по адресу:
129366, Москва, ул. Космонавтов, 2, Российский научно- исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С Лихачёва,
Центр документации наследия.