Коронационные торжества в Московском кремле в конце 19 в.

Помимо ежегодных календарных крестных ходов, совершались также крестные ходы, сопровождавшие крупные государственные события: коронации, освящения новых храмов и мемориальных памятников, юбилейные торжества - 100-летие Бородинской битвы, 300-летие дома Романовых. В 1891 г. из Успенского собора начался пеший крестный ход в Троице-Сергиеву лавру для празднования 500-летия Сергия Радонежского [12]. В 1900 г. императорская семья провела в Кремле страстную седмицу и встречала Пасху [13]. Всё это привлекало огромное количество богомольцев и паломников, которые зачастую ночевали в Кремле. В нач. 20 века это было запрещено [14].

Самыми пышными и многолюдными в Кремле были церемонии коронационных торжеств, когда Москва на некоторое время вновь становилась столицей Российской Империи. Подготовка к ним начиналась за несколько месяцев. В Кремле и на Красной площади устраивали помосты для коронационного шествия, галереи и амфитеатры для 100 000 зрителей, готовили иллюминацию. Обновлялись сооружения Кремля, залы Большого Кремлёвского дворца. Огромные работы в тронном Андреевском зале были проведены уже в 1856 г., через семь лет после его освящения, когда переделали всё геральдическое убранство; переписали гербы в Александровском зале и Грановитой палате. Эскизы гербов под руководством геральдиста Б. Кене исполнил художник А. Фадеев [15]. Он же вместе с художником А. Шарлеманем разрабатывал эскизы коронационных балдахинов и одежд [16]. В 1883 г. те же художники занимались подготовкой коронации Александра III [17]. В 1895 г. по проекту графа А. Кемеровского в Андреевском зале сделали новую тронную сень с балдахином и три тронных кресла [18].

В 1883 г. амбразуры стены вдоль Красной площади были украшены громадными гербами губерний России, соединёнными гирляндами цветных и стеклянных шаров. Главным оформителем построек Кремля в 1895 г. был архитектор В.П. Загорский. По его проекту вдоль нижнего этажа Большого Кремлёвского дворца была устроена одноэтажная галерея с драпировками и расположенными над карнизом гербами губерний и городов [19]. Над открытой террасой сделали металлические навесы, видимо, помня о том, что в 1883 г. торжествам мешал дождь. В день коронации на этой террасе находились трубачи, а во время ежедневных балов сюда выходили приглашённые гости, чтобы полюбоваться иллюминацией. На Красной площади в 1896 г. были устроены места для 8 тысяч зрителей; в центре находились эстрады для 7 тысяч учащихся и музыкантов Императорской оперы с хором. Перед эстрадами, у памятника гражданину Минину и князю Пожарскому — декорация с иллюминацией. На Красной площади стояли семёновцы и измайловцы. в Кремле — преображенцы.

Незадолго до коронации в Оружейной палате происходил обряд освящения Государственного знамени.

Накануне коронации государь и государыня из Петровского дворца въезжали в Кремль. По Красной площади они шли к Спасским воротам пешком. Войдя в Кремль и обойдя соборы, высочайшие особы поднялись на Красное крыльцо и приветствовали народ русским поясным поклоном. В тот же день в Большом Кремлёвском дворце происходило всенощное бдение у Спаса за Золотой решёткой. На следующий день ранним утром в Кремле 21 пушечный выстрел и благовест в церквах возвестили о начале церемонии коронации. Послы и посланники встали в отведённых им местах в Успенском соборе, где был сооружен помост, а стены затянуты красным сукном. Трубачи с террасы дворца предваряли начало шествия их величеств в Успенский собор. У нижней ступени Красного крыльца император вошёл под сень балдахина, который поддерживали 32 генерал-адъютанта. Перед южными вратами Успенского собора государя встречал митрополит. Войдя в собор, царь и царица прикладывались к иконам — Владимирской, Спасителя и Успения из местного ряда иконостаса — и святым мощам. Затем садились на троны Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, поставленные на помосте. На ступенях помоста стояли офицеры, держа государственные регалии. Государь читал «Символ Веры» и принимал императорскую порфиру и бриллиантовую цепь ордена Андрея Первозванного. Митрополит, положив крестообразно руки на голову государя, читал две молитвы. Затем государь возлагал на себя корону; призвав государыню, касался ее головы Большой короной и возлагал корону Малую. В соборе раздавалось «Многая лета», все собравшиеся поздравляли государей троекратными поклонами. За стенами собора раздавался благовест и 101 пушечный выстрел. Государь, передав скипетр и державу, коленопреклонённым читал молитву. Вслед за этим молитву от лица всего народа совершали митрополит и все находящиеся в храме. После литургии и причастия присутствующих начинался обряд миропомазания. От тронов к царским вратам по разложенному бархату и золотой парче государь шествовал в алтарь. Там митрополит, окунув в миро драгоценный сучец, совершал миропомазание на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях и руках государя, глаголя: «Печать дара Духа Святого». После окончания обряда присутствующие выходили в южные двери Успенского собора, возвращаясь во дворец в тронный Андреевский зал; дипломатический корпус направлялся в Золотую палату. Их императорские величества выходили из северных дверей Успенского собора и, став под балдахин в коронах и с регалиями, шествовали в Архангельский собор. В это время раздавался колокольный звон и 101 выстрел. Государь через северные ворота входил в Архангельский собор, где прикладывался к святым иконам и мощам, отдавал поклоны гробам предков. Протодьякон читал ектенью и провозглашал многолетие. Затем их императорские величества переходили под балдахином в Благовещенский собор, и вновь повторялся обряд поклонения иконам, чтение ектеньи, возглашение многолетия. Затем государь следовал к Красному крыльцу.

Через некоторое время, после того как в Грановитую палату переносили из Успенского собора троны, их императорские величества через Андреевский зал шествовали в Грановитую палату. Особы августейшей фамилии, проводив государя до Владимирского зала, поднимались в Тайник над Святыми сенями, где по старой традиции им накрывали стол и откуда они наблюдали за трапезой их величеств. Особ дипломатического корпуса, угощённых к этому времени в Золотой палате, вводили в Грановитую палату, где заблаговременно собиралось высшее духовенство, генерал-адъютанты полного генеральского чина и особы I и II классов. Все присутствующие вставали на означенные места. Их императорские величества садились на престолы к столу; по знаку государя государыне и всем остальным преподносили памятные медали. Затем приносили кушанье в сопровождении офицеров с обнаженными палашами. После первого блюда государь просил пить — сигнал всем присутствующим садиться за столы; при этом особы дипломатического корпуса выходили, не оборачиваясь спиной к их величествам. Особы III и IV классов, предводители дворянства, лица, участвовавшие в шествии, обедали в палатках на Боярской площадке и вокруг собора Спаса на Бору [20]. Во время обеда тост за здравие государя сопровождался 61 выстрелом, государыни — 5 1, всего императорского дома — 31, духовных лиц и всех верноподданных — 21. По окончании трапезы их императорские величества в коронах и с регалиями переходили в Андреевский зал и, передав знаки власти высшим сановникам, удалялись во внутренние покои [21]. Вечером в парадных залах дворца состоялся высочайший выход, шествие которого прошло в семь туров.

В последующие дни во дворце происходили торжественные приёмы в Александровском, Георгиевском, Андреевском, Владимирском зачах, куда приглашали представителей разных классов и сословий, православного духовенства, представителей других вероисповеданий — католиков, лютеран и армян, — казачьих войск, азиатских народов, городских голов, земских управ и др. Для депутаций от азиатских народов готовили особые кушанья. В залах оркестры играли произведения Глинки, Лядова, Даргомыжского и др. Самый блестящий бал на 2500 человек состоялся 23 мая 1896 г. [22]

Коронации всегда сопровождались иллюминациями. В 1856 г. иллюминация была еще традиционной — башни кремлёвской стены и колокольня Ивана Великого, увенчанная короной, были отакелажены деревянными каркасными конструкциями, где закреплялись шкалики с горючим. Рядом были устроены мостки, с которых поджигали фитильки [23]. Эти приспособления днём портили вид Кремля и выглядели ремонтными лесами. Поджигание фитилей, которые время от времени гасились ветром или дождём, было делом не лёгким. Электрическую иллюминацию в Кремле впервые устроили в 1883 г. Для этого было использовано 70 локомобилей, треть из которых установили в сараях на заводе Густава Листа, находившегося на Софийской набережной напротив Кремля, остальные на Кремлёвской набережной. Цепи электрических лампочек пустили по стенам колокольни Ивана Великого. Весь проект разработал по замыслу подполковника М.П. Фабрициуса флагманский минный офицер Балтийского флота Е.П. Тверитинов, а осуществили военные моряки из Кронштадта. Для этого им понадобилось 60 км кабеля и 3,5 тысячи ламп, которые заказали во Франции. Впервые были использованы генераторы переменного тока (для освещения колокольни) [24]. На башнях Кремля устроили десять «солнц» — мощных прожекторов, осветивших дворцы, соборы и храм Христа Спасителя. Но первое электрическое солнце взошло над Кремлем ещё в 1856 году. Его установку при помощи дуговых ламп выполнил Л.И. Шпаковский — преподаватель Павловского военного училища и заведующий минной мастерской в Кронштадте [25]. На кремлёвских башнях и соборе Василия Блаженного освещение в 1883 г. оставалось традиционным — шкаличным.

К следующей коронации 1896 г. в Кремле построили собственную дворцовую электростанцию, располагавшуюся в Александровском саду у Троицкого моста. На кремлёвских башнях, дворцах, соборах проложили провода, которые выявляли «архитектурные линии». Цвет мигавших лампочек на башнях был разным. Включила иллюминацию императрица Александра Фёдоровна — в её букете была устроена кнопка [26]. Вся Красная площадь огласилась криками «Ура!». К этой коронации был электрифицирован и сам дворец [27].

Следующий приезд в Москву их императорских величеств был связан с открытием 16 августа 1898 г. в Кремле памятника Александру II (скульптор A.M. Опекушин, художник П.В. Жуковский, архитектор Н.В. Султанов). Статую императора-освободителя под шатровой сенью с трёх сторон окружала крытая галерея. Огромный постамент напоминал кремлёвскую стену. Входы в галерею с площади плац-парада Кремля оформляли две небольшие сени с шатрами, а её своды были покрыты мозаиками с портретами российских государей. Мозаику делала фирма «Venecia Мигапо». Над карнизом галереи поместили рельефные гербы дома Романовых [28]. Во избежание ошибок в высоте памятника при его возведении были выполнены деревянные оштукатуренные макеты центральной и боковых сеней в натуральную величину [29].

В день открытия памятника на Соборной площади собралось огромное количество народа, самыми живописными группами были представители «в разноцветных костюмах нашего азиатского населения — туркменов, сартов и киргиз-кайсаков, а также представителей кавказского народного управления — осетин, имеретинцев, грузин, армян и курдов в больших белых чалмах» [30]. Публика разместилась и на кремлёвской стене, на эти места можно было приобрести билеты заранее [31]. На Царской площади были выстроены войска и воспитанники учебных заведений. После крестного хода из Алексеевской церкви Чудова монастыря и совершения благодарственного молебна государь провёл их церемониальным маршем перед открытым монументом. Газеты, помещая отчёты, особо подчеркивали, что публику больше всего «очаровывала неподдающаяся описанию панорама Белокаменной, открывающаяся с передней части галереи» [32]. Затем состоялся парадный обед для волостных старшин и нижних чинов на площадке вокруг церкви Спаса на Бору, а вечером во дворце — приём на 1000 человек [33].