Формирование архитектурно-исторического комплекса Московского кремля к концу 19 в.

«А пишу вам се слово того дела, чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла». Так сказано в духовной грамоте Великого князя Симеона Иоанновича (1353 г.). Сегодня, на рубеже тысячелетий, повторим эти слова спустя 100 лет вслед за замечательным исследователем Московского Кремля С. П. Бартеневым.

К концу 19 в. Московский Кремль представлял собой исторически сложившийся архитектурный ансамбль сооружений 14-19 веков. В него входили крепостные стены с двадцатью башнями, из которых пять были проездными. На территории Кремля в это время стояли девять храмов, колокольня Ивана Великого, звонница, два монастыря с семью церквами, три дворца с восемью домовыми церквами, административные здания, караульные и хозяйственные корпуса. Самыми древними постройками в Кремле конца 19 в. были собор Спаса на Бору, построенный Иваном Калитой в 1330 г. и церковь Рождества Богородицы 1395 г., поставленная великой княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского, в память о Куликовской битве. Самыми поздними кремлёвскими сооружениями были тогда Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата (1849-1850 гг.). С возведением этих сооружений новое строительство в Кремле надолго прекратилось. Позднее, уже на рубеже 19-20 вв., этот ансамбль был дополнен двумя памятниками — Александру II и великому князю Сергею Александровичу.

В конце 19 в. входящего в Кремль встречали иконы над арками проездных ворот. На Спасской башне с 17 в. находилась икона Спасителя с предстоящими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Главным входом в Кремль издревле были Спасские ворота; каждый входящий в них по древнему, забытому ныне обычаю снимал шапку. Над Никольскими воротами — образ Николая Чудотворца, переживший обрушение башни в 1812 г. и особо чтимый москвичами. На Троицкой и Боровицкой башнях — иконы Знамения и Казанской Божией Матери. Три иконы встречали посетителя у Кутафьей башни. Со стороны Красной площади ворота Кремля оформлялись двумя парами шатровых часовен. Вход в Кремль был свободным, за исключением тех дней, когда проводились большие торжества. В этих случаях в Кремль проходили или проезжали по особым приглашениям или билетам, которые заранее покупались. В 1906 г. был разрешён свободный доступ «в кремлёвские дворцы, соборы для рисования перспективных видов и ознакомления с древностями русской старины». Внутри у ворот стояли караульные гауптвахты. Главная из них находилась в подклете Грановитой палаты и у колокольни Ивана Великого.

От четырёх проездных башен к центру Кремля шли широкие проезды, повторявшие направления древних улиц, через Тайницкую башню входили со стороны набережной в Тайницкий сад, благоустроенный в 1872 г. На территории Кремля в это время было четыре площади — Соборная, Ивановская, Императорская и плац-парад.

Соборную площадь центральное ядро Московского Кремля, с древними Успенским, Архангельским, Благовещенским соборами, колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов — с южной и восточной сторон ограждала кованая чугунная решетка, столбы которой увенчивали двуглавые орлы. К площади был обращен восточный фасад Большого Кремлёвского дворца с Грановитой начатой и дворцовыми церквами. Перед ними стоял храм Ризоположения с часовней Печорской иконы Божией матери. За церковью Двенадцати апостолов с постройками Патриаршего двора, который тогда назывался Синодальным домом, стояли дворцовые корпуса — кавалерские, офицерский, кухонный — и казармы.

На древнюю Ивановскую площадь в конце 19 века выходили колокольня Иван Великий, постройки Чудова монастыря и западный фасад Малого Николаевского дворца. К югу от Ивановской площади до кромки холма простирался плац-парад, позднее получивший название Царской площадки. Он был устроен в 1817 г. на пустыре, образовавшемся после того, как Баженов снес здания древних Приказов на бровке Кремлёвского холма, а в 1816 г. была разобрана церковь Николы Гостунекого. В 1898 году на этом месте поставили памятник Александру II.

К плац-параду от Спасской башни вёл проезд, по правой стороне которого стояла церковь Екатерины Вознесенского монастыря и Малый Николаевский дворец.

К проезду от Боровицкой башни выходила раскрытая к набережной Москвы-реки третья площадь Кремля — Императорская. Её формировали фасады Оружейной палаты и Большого Кремлёвского дворца, а также кованое чугунное ограждение, повторявшее рисунок решётки Соборной площади. От Императорской площади к Троицким воротам шла Дворцовая улица, на которую выходили Потешный и Кавалерские корпуса.

К проезду от Троицкой башни был обращен узкий фасад Арсенала и главный — кремлёвских казарм. У Никольской башни, между корпусом Арсенала и зданием Судебных установлений (Сенат), находилась Сенатская площадь, где в 1908 г. на месте гибели великого князя Сергея Александровича поставили крест по проекту художника В.М. Васнецова. Эта часть Кремля сохраняла облик боевой крепости — вдоль фасадов казарм и Арсенала стояли пушки, ровными рядами лежали ядра. Царь-пушка отмечала северо-западный угол корпуса казарм. На Сенатской площади у Чудова монастыря во время съезда особ, участвовавших в важных церемониях, устраивали стоянку экипажей и автомобилей [1].

У подножия Кремлёвского холма в Тайницком саду стояли две церкви — Константино-Еленинская и Благовещения на Житном дворе.

Стены и башни Московского Кремля были окрашены в белый цвет, но тонкий слой побелки кое-где облетел, обнажив кирпичную кладку. Шатры башен были покрыты зеленой поливной черепицей, подчеркивавшей их выразительный силуэт, и завершались двуглавыми золочёными орлами и прапорами. Большой Кремлёвский дворец к концу 19 в. сменил первоначальный «неясный сливочный» цвет фасадов на «желтовато-красный». Изначально золочёный купол окрасили в серый цвет остальных кровель, а гербы на фасадах — в чёрный цвет.

Московский Кремль издревле был хранилищем государственных святынь и православных реликвий, а с кон. 18 в. стал цениться и как собрание старинных достопамятностей. С сер. 18 в. его начинают воспринимать как ансамбль, подлежащий сохранению. Однако, ещё в течение целого столетия это не мешало сносу древних храмов и других построек, а также активному новому строительству на его территории. В сер. 19 в. в Кремле возвели грандиозный комплекс нового дворца с Оружейной палатой, перестроили конюшенный корпус 17 века и разобрали одну из древнейших кремлёвских церквей — Рождества Иоанна Предтечи под Бором (1508-1509 гг.). Тем не менее, в 1835 г. по повелению императора Николая I в Теремном дворце начались первые реставрационные работы. Древний дворец должен был обрести «настоящий первоначальный верный свой вид». Конечно, эти работы были весьма далеки от научной реставрации. Их принципы лучше всего характеризует определение современников — «художественная археология». Недаром возглавлять работы поручили академику живописи Ф.Г. Солнцеву. Он должен был составить рисунки «для возобновления теремных церквей и царских теремных комнат, как они были при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче» [2]. Предложения Солнцева основывались на весьма приблизительных представлениях о древней архитектуре и живописи. Таким же образом «возобновили» церковь Константина и Елены в 1836 г., восстановили крыльцо звонницы колокольни Ивана Великого (1849-1852 гг.) и под личным руководством Николая I переделали интерьер церкви Двенадцати апостолов (1849 г.). С 1860-х гг. реставрационные работы в Кремле стали проводиться постоянно. В эти годы Ф. Ф. Рихтер осуществил реставрацию фасадов Успенского и Благовещенского соборов, заменив отдельные обветшавшие детали их фасадов копиями. На Благовещенском соборе возобновили позолоченные главы и кровли. В 1866 г. началась реставрация кремлёвских стен и башен (Н.А. Шохин, П.А. Герасимов, Ф. Ф. Рихтер), которым «старались придать первоначальный вид». В ходе работ разобрали позднюю кровлю над стрельницей Спасской башни, восстановив зубцы, заменили копиями белокаменные изваяния зверей в верхнем ярусе. С Боровицкой башни убрали псевдоготические элементы. С. Кампиони возобновил по проекту К.А. Тона разрушенную в 1770-х гг. отводную стрельницу Тайницкой башни, поставив ее, однако, не на историческом месте. На ней устроили платформу для батарей, орудийные залпы которой с этого времени сопровождали кремлёвские торжества. Впервые к сотрудничеству с архитекторами Московского Дворцового управления были привлечены специалисты, занимавшиеся изучением отечественных древностей — известный историк, археолог И.М. Снегирёв и литератор А.Ф. Вельтман [3].

Тем не менее, эти работы целиком лежали в русле «стилистического» направления в восстановлении памятников — обмеры были «приблизительно верными», натурные («археологические») исследования не проводились. Особенно ярким образцом такого рода работ стала «реставрация» Н.А. Шохиным Потешного дворца. Псевдоготический декор фасадов, исполненный по проекту архитектора И.В. Еготова 1809 г., сменил отлитый из цемента декор в формах 17 столетия. [4]

Участие в реставрации специалистов, не состоявших на службе в Дворцовой конторе, отражало общие демократические процессы, начинавшиеся в пореформенной России. Им отвечал и небывалый факт устройства в 1872 г. общедоступной выставки в Кремле. Весьма знаменательно, что её организовало не Дворцовое управление или синодальные власти, а Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии [5]. Она была частью Политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I, и представляла достижения промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела, науки, техники и культуры России. В Кремле разместили военный отдел выставки. Павильоны встали на бровке холма, где впоследствии установят памятник Александру II. Центральный шатровый объём военно-исторического музея окружал каркасный остеклённый корпус, возведённый по проекту В.А. Гартмана. Рядом поставили Севастопольский павильон (Д.Н. Чичагов), образцовую казарму и лазарет [6]. Экспонаты этого отдела выставки — документы и реликвии — вошли в коллекцию Исторического музея.

Следующие циклы реставрационных работ в Кремле, приуроченные к коронациям 1883 и 1896 гг., проводились при участии Московского археологического общества и Императорской Археологической комиссии. Отечественная реставрационная наука во многом формировалась на памятниках Кремля. При реставрации Грановитой палаты в 1881-1882 гг. ей старались придать «прежний вид, в каком она была в древности». Мастера из Палеха братья В.В. и И.В. Белоусовы расписали стены и своды сюжетами, взятыми из описи палаты 1672 г. В Успенском же соборе цель реставрационных работ была представлена так — «ничего не меняя, восстановить утраченное по образцам, сохранившимся в соборе». Несмотря на то, что продолжали придерживаться установок стилистической реставрации, в это время шло постоянное накопление знаний о формах и строительных приёмах древней архитектуры Кремля. Они пополнились сведениями, полученными в ходе «правильных археологических раскопок» 1894 г., на месте строительства памятника Александру II, когда во время земляных работ были обнажены остатки зданий Приказов 17 в. [7] Древние постройки были обмерены и сфотографированы, собранные находки переданы в Исторический музей.

С 1894 г., перед коронацией Николая II, самые значительные работы были выполнены в Успенском соборе под руководством архитектора К.М. Быковского. В результате восстановили древнюю форму окон апсид и аркатурного пояса, позолотили «под огонь» главы и кресты. Наружную поверхность стен очистили от многочисленных побелок и обнажили фактуру естественного камня, что позднее было признано ошибкой, возобновили обветшавшие детали и нижние части облицовки. Устройство металлических «более долговечных» оконных рам также сочли неверным. Деревянный западный тамбур заменили металлическим [8].

К 1890-м гг. авторитет специалистов возрос настолько, что теперь Археологическая комиссия обсуждает все предполагаемые перестройки древних кремлёвских памятников и выдаёт разрешение на их проведение, за которым к ней обращается даже Синод [9].