М. И. Сердюков — создатель Вышневолоцкой водной системы

Пётр I, прорубая окно в Европу, стремился максимально реформировать образ жизни России по западному образцу. Между тем, задумав создание знаменитой Вышневолоцкой водной системы, соединившей Балтийское море с Каспийским и остававшейся важной водной магистралью страны вплоть до середины 19 в., он поручил её строительство буряту, которого до самого конца 20 в. считали лицом иной национальности.

Имя Михаила Ивановича Сердюкова, выдающегося российского гидротехника, создателя первой в России искусственной Вышневолоцкой водной системы, соединившей Балтийской море с Волгой, хорошо известно.

Путь через Мсту и Тверцу в Волгу был одним из древнейших для сообщения северо-запада Восточной Европы с юго-востоком. В 7-9 вв. им пользовались новгородские и варяжские дружины. Возник Верхний Волок на пути из Каспийского моря в Балтийское на водоразделе этих двух крупнейших водных бассейнов. Барки плыли вверх по Волге до Твери, потом по Тверце до Николо-Столпенского монастыря (современный посёлок Белый Омут). Здесь товары перекладывали на телеги, а суда волочили по суше десять вёрст до реки Цны. Место это называли «вышним», то есть верхним волоком в противоположность находящемуся ниже по течению Держкову волоку. К концу 15 в. образовался Вышневолоцкий ям — почтовая станция на пути из Москвы в Новгород. А в 1654 г. сформировавшееся вокруг него поселение было передано жалованной грамотой царя Алексея Михайловича монастырю на Валдае, основанному новгородским митрополитом, будущим патриархом Никоном.

18-19 вв. — время расцвета Вышнего Волочка, связанное со строительством и эксплуатацией искусственной водной системы, одной из лучших в мире. Иногда по её каналам проходило до 5,5 тысяч барок в год. В 1838 г. видный гидротехник И. Ф. Штукенберг отзывался о ней: «...Этот искусственный водный путь огромностью и сложностью своих средств и пользою превосходит все подобные пути на свете». Строительство началось в 1703 году соединительным каналом между Тверцой и Цной, который был закончен в 1708 г. Новгородский гражданин М.И. Сердюков устроил Заводское водохранилище, выстроив несколько шлюзов. «Таким образом открылась возможность действовать Вышневолоцкими водами на Тверцу и Цну попеременно. Это было началом искусственного образования Вышневолоцкой системы».

Идея создания искусственного водного пути, соединяющего Балтийское морс с Каспийским, принадлежала Петру I. Однако строительство сложнейшей гидротехнической системы, связанной с экспансией Петра 1 в Европу, возглавлял не европеец. Блестящая реализация этого замысла принадлежит талантливому самоучке, гидротехнику М.И. Сердюкову. Одни авторы его называют монголом, другие — калмыком. Между тем, ещё в 19 веке были опубликованы сведения, проливающие свет па происхождение М.И. Сердюкова. Сведения эти совершенно достоверны — это показания самого гидротехника на допросе в Синодальной канцелярии. Так что материал это не новый и, вероятно, лишь старинная орфография мешала тем, кто не жил в Забайкалье, идентифицировать топонимы, упомянутые в рассказе Сердюкова о его рождении и детстве. Так, М.И. Сердюков показывает, что он родился «при реке Селинге», — речь идёт о Селенге — самой крупной из рек, впадающих в озеро Байкал. Упоминается в тексте и название «Чекой, Чекойский острог». Крупное забайкальское село Чикой расположено на границе с Читинской областью, а река Чикой — правый приток Селенги. Чиконский округ во времена Сердюкова действительно граничил с Монголией. О Сердюкове говорится, что «воспитан он в такой вере, которая именуется Тенгерны Бурхан и в той вере был 12 или 13 лет... и по той отеческой вере учился до слогов и от закона часть некоторую знал. В Российскую империю достался в лето 1691 года, когда Черкасского гетмана дети, Пётр да Яков Самуйловы на Мунгальский народ напали войною и его полонили 13-летния и привезли в Чекойский острог, который ныне называется Селинга и из того места Енисейский козак Иван Волосов привёз его в Енисейск, где купил его у того козака за 10 рублей Московскаго гостя Остафья Иванова Филатьева прикащик, Иван Михайлович Сердюков...». Бурят в то время называли Мунгальским или Братским народом. Сердюков принадлежал, вероятно, к племени цонголов — селенгинских бурят, выходцев из Монголии. Его отец Силиген Зонтохонов, убитый «Русскими людьми на баталии», делал сёдла и луки, а также ходил с караванами в Китай для продажи лошадей. Занятие отца требовало знания свойств различных материалов — таких, как кожа, дерево, кость, — а также умения их соединять ( в особенности это касается изготовления луков монгольского типа, лучших в своём роде и не теряющих боевых качеств столетиями). Ремесло это было наследственным, секреты его передавались от отца к сыну. Так что незаурядные способности мальчика и его склонность к механике совсем не случайны. Селенгинские буряты исповедовали буддизм в форме ламаизма. Они перевозили свои войлочные храмы-юрты, когда перекочёвывали на другое место. Сердюков называет веру своего народа Тенгерны Бурхан (небесной, божественной). Бурханом (то есть богом) или Бурхан-багши (божественным учителем) буряты называют Будду Шакьямуни. Буддийская учёность, требовавшая заучивания священных текстов, сам характер старо- монгольской письменности развивал память, что впоследствии помогло Сердюкову легко овладеть русским языком и грамотой.

Карьера бывшего крепостного, купеческого приказчика, чья предприимчивость и склонность к механике были отмечены Петром 1, удивительна, но одновременно характерна для карьеры многих птенцов гнезда Петрова. Талантливый гидротехник строил каналы, плотины, шлюзы, дамбы, создал первое в России искусственное водохранилище. Часто он выполнял работы на собственные средства, выговаривая лишь одно условие: получится — от награждения не откажется, не получится — ничего требовать не станет.

Сердюкова похоронили на берегу водохранилища, в местечке Градолюбль. Памятником ему можно считать весь маленький городок на древнем волоке, где гранитные набережные каналов и рек имеют удивительное сходство с санкт-петербургскими. Сохранился и дом Сердюкова на берегу Вышневолоцкого водохранилища, в котором не раз останавливался Пётр I. Выстроенный в духе голландских построек того времени, дом, конечно же, нравился царю и напоминал ему пору учения в Голландии. От усадьбы остались также постройки флигелей и цейхгауза, остатки берёзовых аллей некогда роскошного парка. Но как напоминает иные, мучительно прекрасные берега песчаный берег водохранилища, и как даль, открывающаяся взору, похожа на иную голубую даль, а этот сосновый лес, окружающий усадьбу, — на тайгу, обступившую иной водоём, грандиозное творение природы, а не рук человеческих! Как похоже это водохранилище на «сор» (мелкий, успевающий прогреться за короткое сибирское лето залив Байкала)! О чём думал он — Михаил Иванович Сердюков, сын бурятского ремесленника, — глядя на эту даль, воссозданную им самим за тысячи вёрст от родины — тоонто нютаг, места, где по старинному бурятскому обычаю была зарыта его пуповина?

 

Ссылки

[1] По имянному указу «О взятии в Святейший Синод в важном духовном деле, обретающегося в Новгородском уезде при Вышнем Волочке, новгородца, посадского человека, Михаила Сердюкова» // Тверская старина. № 3 (8). 1994. С.99-104.

[2] Виргинский B.C., Либерман М.Я. Михаил Иванович Сердюков. М., 1979.