Примечания и ссылки

[1] Згура. В. В. Проблема возникновения барокко в России // Барокко в России. Сб. под ред. А.И.Некрасова. М., 1926.

[2] Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII вв. М., MCMXXXVI (1936).

[3] Плужников В.И. Распространение западного декора в петровском зодчестве // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. Сб. под ред. Г.В.Попова. М., 1975. С.362-370; Алексеева СВ. Архитектура и декоративная пластика Зимнего дворца // Русское барокко). Материалы и исследования. Сб. под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1977. С.128-158; В.И.Плужников. Организация фасада в архитектуре русского барокко // Русское барокко. Материалы и исследования. Сб. под ред. Т.В.Алекеееной. М., 1977. С.88-127.

[4] Как ни странно, в сборнике «Барокко в России», выпущенном Государственным институтом искусствознания в 1994 г. (ред.-сост. Н.А.Евсина и П.В.Сиповская; отв. ред. Г.Г.Поспелов), наличники почти не упоминаются.

[5] Редкий пример такого очелья кон. 17 в. на территории Владимирской области — наличник на западной грани крупного восьмерика, возведённого на четверике Всехсвятской церкви (1691) в с. Эдемское Камешковского р-на.

[6] Например, Покровская церковь 1717 г. в с. Ново-Карцево Дмитровского р-на. Во Владимирской области — церковь Николая Чудотворца (1734) в с. Милиново Ковровского р-на, церковь Преображения (1790—1804) в г. Александрове, церковь Казанской иконы Божией Матери (1808) в с. Усолье Камешковского р-на, церковь Смоленской иконы Божией Матери (1802) в с. Веретевский погост Камешковского р-на, церковь Преображения (1790-1804) в Александрове. Очень редко эта форма воспроизводится архитектурой периода эклектики (деревянный корпус келий 2-й пол. 19 в. в Успенском Княгннином монастыре, г.Владимир).

[7] Во Владимирском регионе архаичный мотив кокошников, завершающих стену храма, отнюдь не исчез в 18 в. и даже перешёл в очередное столетие. Помимо названных храмов он применён на фасадах Сергиевской церкви (1731) в усадьбе Оболенских, в с. Жерехово Собинского р-на, — имитация закомары в основании граней широкого восьмерика; на церкви 1758—69 гг. в с. Погребищи Судогодского р-на — по три кокошника на фасадах; на церкви Покрова (1769) в Юрьеве-Польском — кокошники вверху стены разделены короткими рустованными лопатками: кокошниками завершены и высокие стены, с окнами в трёх уровнях, двухэтажной церкви Ильи Пророка (1760—72) в с. Кожино Гороховецкого р-на; также над тремя уровнями окон пять кокошников завершают стену церкви Успения (1767) в с. Большие Всегодичи Ковровского р-на; на церкви Рождества Богородицы (1784-92) в с . Малые Всегодичи Ковровского р-на очень мелкие и разрежённые полукруглые кокошники зажаты между развитыми карнизами; разрежены очень мелкие кокошники и на церкви Благовещения (1808) в с. Великово Ковровского р-на. А на церкви Покрова (1803) в с. Клязьминский Городок Ковровского р-на место кокошников заняли лежачие прямоугольные ниши.

[8] Через сто с небольшим лет ехидный и пристрастный маркиз де Кюстин не без основания назовёт Санкт-Петербург «оштукатуренным болотом».

[9] В 1731 г. в имении Оболенских Жерехово (Собинского р-на) построили Сергиевскую церковь — с широким восьмериком, ложными закомарами в основании его граней, гранёным аттарём, переменным узким рустом на огибающих лопатках и у барочного тройного угла. Наличники трапезжш завершает небольшая лучковая дуга на фигурном подвышении; на основном объёме наличники с прямоугольными ушами акцентирует энергичный выступ замкового камня. В 1734 г. в с. Милиново Ковровского р-на возвели церковь Николая Чудотворца. Она имеет крестообразный план, широкий восьмерик на односветном четверике, высокий вогнутый шатёр колокольни. Здесь в карниз восьмерика над ядром храма включена пила — в традициях ранне- петровского зодчества. Наличники на восьмерике завершены треугольным фронтоном на опорах и расширен маленькими прямоугольными ушами. В наличниках первого яруса разорванный фронтон имеет изогнутые скаты, переходящие в рога; силуэт очелий близок трапециевидному, а стойки архаично-наборные. В 1737 в с. Смольнево Киржачского р-на возвели церковь Казанской иконы Божией Матери. Здание дошло до нашего времени увенчанным шатрами над главным объёмом и колокольней. В 1770-е гг. храм перестраивали. Видимо, к первому строительному периоду относятся три гранёных алтаря. На боковых фасадах первого этажа рамочные наличники завершены лучковой дугой с подчёркнутым замковым камнем (в окнах архаичные кубоватые решётки). В ярусе звона — рамочные наличники в виде арки с полукруглой перемычкой; в наличниках предыдущего яруса — два ската на рамке с лучковой дугой вверху, угловыми раскреповками, а также с серьгами вверху и внизу. Возможно, в то же десятилетие в Суздале построили дом 134 по ул. Ленина. Общая продольная ось объединяют два его объёма разной высоты под крутыми двускатными кровлями. Над боковыми окнами (главный торцовый фасад — в три оси) помещены барочные бровки. Более скромный вариант внедрения простых раннебарочных форм в жилое строительство — дом кузнеца Агапова на улице Льва Толстого в том же городе — с мощным «антаблементом», далёким от ордерных предписаний, с невысоким пластичным рустом на огибающих лопатках, с необычной интерьерной распалубкой, вырастающей из ниши окна.

[10] На фасаде этажи разделены пилой. Над обрамлениями окон второго этажа — кили жёсткого рисунка, но наличники имеют низкий полукруглый фартук, не свойственный стилизаторству под 17 век. В первом этаже над арочными окнами с импостами находятся подвышения с треугольным фронтоном. Вероятно, декор нижнего этажа также изменён, но с сохранением первоначальных мотивов. Автор статьи не видел это здание в натуре, поэтому в выводе остаётся неуверенность.

[11] Эта статья посвящена прежде всего обрамлениям световых либо ложных окон, но к наличникам относятся и порталы. По Владимирской обл. стоит упомянуть хотя бы некоторые барочные дверные наличники: на церкви Воскресения в с. Воскресенская Слободка Суздальского р-на (1743) замковый камень портала, под опрокинутым арбалетом, переходит в пальметту; древний перспективный портал церкви Рождества Богородицы в с. Боголюбове) Суздальского р-на (здание переделано в 1756 г.) завершён широким трапециевидным очельем; Успенская церковь (1767) в с. Большие Всегодичи Ковровского р-на — перспективный портал с четвертными колоннами; церковь Троицы (1772) в с. Чистуха Камешковского р-на — портал имеет прямоугольные выступы внизу стоек наподобие угловых раскреповок;. Спасо-Преображенская церковь (1778) во Владимире — западный портал декорирован треугольным сандриком и прямоугольными ушами с серьгой; церковь Рождества Богородицы (1784—87) в с. Ликино Суздальского р-на —здесь портал и окна увенчаны лучковыми сандриками; церковь Георгия (1784-96) во Владимире: на позднейших пристройках с севера — необычно широкие плоские порталы; церковь Покрова (1803) в с. Клязьминский Городок Ковровского р-на; церковь Бориса и Глеба (1855-60) в с. Кубаево Юрьев-Польского р-на; церковь Троицы (1861) в с. Ряхово Камешковского р-на — формы портала, напоминающие украинские или иркутские постройки, дополнены разорванным фронтоном с бровкой вверху, а лучковая дуга под кольцом в тимпане опирается на рустованные лопатки; муромский дом Шестакова (1880) на Московской ул.,10.

[12] Тихвинская церковь в Дмитрове, 1801.

[13] Такова одноглавая церковь Ильи Пророка (1760-72) в с. Кожино Гороховецкого р-на — двухэтажная, с окнами в трёх уровнях. Грубоватую громоздкость объёмной композиции усугубляет непосредственное примыкание храма к колокольне со шпилем. На двух её ярусах — широкие щипцы рамок, охвативших арки с полукруглой перемычкой. Верхние окна храма имеют архаичное килевидное очелье. Под ними, в среднем ярусе, изогнутые разорванные фронтоны опираются на упрощенные нарышкинские антаблементы (как и в первом ярусе), почти смыкаясь с окнами третьего яруса.

[14] Вот другие примеры чётности осей на ответственных пряслах фасада с барочным убранством: архимандричий корпус (1763) Михаило-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском, церковь Благовещения (1780) в с. Крутово Ковровского р-на, Воскресенская церковь (1795) в с. Новосёлка Нерльская Суздальского р-на, дом церковного причта (2-я пол. 19 в.) на ул. III Интернационала, 11, во Владимире, дом Шестакова (1880) на Московской ул., 10, также во Владимире.

[15] На церкви Троицы (1763) в усадьбе Зубовых Фетиньино (Собинский р-н) наличники завершает лучковая дуга на прямых опорах с прямоугольной выемкой сбоку. Между дугами окна и наличника, над проёмом, — три вертикальных овальных кольца. Стойки наличника расширены прямоугольными ушами с серьгой. Совсем иной характер подвышения — на фасадах церкви в селе Погребищи Судогодского р-на изменённых в 1769 г. Здесь окно алтаря, забранное крещатой решеткой, заключено в профилированный рамочный наличник с прямоугольными ушами. Его середина вверху подвышена наподобие низкой «голгофы».

[16] В Суздале в 1764 г. правее Святых ворот (1687) Ризоположенского монастыря по фронту ограды примкнула к её башне небольшая одноэтажная пристройка с эффектными силуэтами рамочных наличников. Они имеют двускатный верх, угловые раскреповки, а внизу — полукруглый фартук. На церкви в с. Спасское Юрьев-Польского р-на (1766), завершённой очень пластичным, почти круглым малым восьмеричком над крутой лотковой кровлей с узкими диагональными полосами и широкой наклонной полицей, под окно спускается небольшой округлый фартук. Развитые наличники Успенской церкви (1767) в с. Большие Всегодичи Ковровского р-на — с лучковой дугой на криволинейных опорах и с серьгой под прямоугольными ушами — дополнены лучковыми фартуками. На репрезентативной Николо-Кремлевской церкви во Владимире (1769) — с ярусным завершением купола и высокой барочной колокольней — наличники храма и колокольни, завершённые треугольным сандриком на криволинейных опорах, имеют фигурный фартук с гирькой под парой висячих арок, при плоских прямоугольных флангах. Этому варианту близок контурный фартук шире обрамления проёма — в сложных фигурных наличниках монастырской церкви в с. Небылое Юрьев-Польского р-на. Позднее (возможно, под влиянием зрелого классицизма) этот тип фартука упростился, сменив дуги ни П-образные впадины — как, например, внизу грубоватых барочных наличников Воскресенской церкви (1795) в с. Новосёлка Нерльская Суздальского р-на. Был и другой, более простой вариант увеличения наличников по вертикали — как на трапезной церкви Дмитрия Солунского (1775) в с. Сима Юрьев-Польского р-на. Здесь стойки рамочных наличников с лучковой дугой продолжены без уступа вниз (до цоколя) и вверх, где их соединила такая же плоская перемычка.

[17] В те же 1760-е гг. тяжеловесные объёмы киржачской церкви Николая Чудотворца на Селивановой горе (1764) были украшены наличниками с бровкой ни опорах; вверху стоек — лёгкое расширение наподобие прямоугольных ушей. Упомянутые выше развитые наличники очень высокой пятиглавой церкви в с. Большие Всегодичи (1767) размещены ни обширном нерасчленённом участке фасадного фона. Подобные противоречия свойственны фасадам церкви Покрова (1769) в Юрьеве-Польском, церкви Ильи Пророка (1760-72) в с. Кожино Гороховецкого р-на, церкви в с. Омофорово Собинского р-на (1769).

[18] Церковь Троицы (1772) в с. Чистуха Камешковского р-на, церковь Успения (1777) в с. Крюково Гусевского р-на, Андреевская церковь (1778-79) в усадьбе Воронцовых (с. Андеевское Петушинского р-на), церковь в с. Дубки Кольчугинского р-на.

[19] Например, церковь Константина и Елены (1775) во Владимире.

[20] Церковь Рождества Богородицы (1784-87) в с. Ликино Суздальского р-на, церковь Рождества Богородицы (1784-92) в с. Малые Всегодичи Ковровского р-на.

[21] Церковь Благовещения (1780) в с. Крутово Ковровского р-на, церковь Стефания (1780) в с. Кидекша Суздальского р-на.

[22] Пологие двускатные сандрики над арочными входами; по сторонам — высокие рамочные наличники с полукружием вверху.

[23] Церковь Казанской иконы Божией Матери (1791) на погосте Старая Никола Камешковского р-на, собор (1792-1806) в монастыре Михаила Архангела (Юрьев-Польский).

[24] Церковь Благовещения (1808) в с. Великово Ковровского р-на, церковь Покрова (1803) в с. Клязьминский Городок того же района.

[25] Как над порталом в интерьере церкви Воздвижения (1784—88) в Ниловой пустыни на озере Селигер.

[26] Церковь Бориса и Глеба (1855-60) в с. Кубаево Юрьев-Польского р-на, церковь Троицы (1861) в с. Ряхово Камешковского р-на.

[27] Например, двухэтажный келейный корпус (1861) при колокольне Троицкого монастыря в Муроме.

[28] Простейшее плоскостное барокко н почти изысканные формы зрелого классицизма — дом Петровских во Владимире (ул. III Интернационала, 15), датируемый в охранной документации 1820-ми годами, но явно измененный во 2-й пол. 19 века. Утонченные барочные очелья и рустовка раннего классицизма на всю высоту нижнего этажа украшают дом церковного причта на ул. III Интернационала, 11 (Владимир).

[29] Например, дом Шестакова в Муроме (1880, Московская ул., 10).

[30] На фасаде привратницкой кельи во Владимирском Успенском Княгинином монастыре рамочный наличник завершает лучковая дуга. Однако здесь не сплошная рамка, а пунктир из торцов кирпича, разделенных просветами. Этот приём встречается и в столичном строительстве того же времени.

[31] Такой двускатный элемент с подчёркнутым разлётом порождён не древнерусским зодчеством, а развитым барочным (на это влияют и крутизна, и профилировка, и выход за ширину нижней части наличника). Подобная форма использована в фасадах трапезной и колокольни (2-я пол. 19 в.) при церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Лакинск Собинского р-на.

[32] Деревянный корпус келий (2-я пол. 19 в.) в Успенском Княгинином монастыре (Владимир), корпус церковноприходской школы (1897) при той же обители, деревянный дом В.А. Дегтярёва (1897) в Коврове.