О важнейших мероприятиях по усилению охраны памятников археологии, истории, историко-революционных и прочих, намеченных к проведению в 1949 году во исполнение постановления Совета Министров СССР от 14 октября 1948 года

Представитель Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР М. Романов

Для нашего Комитета, как вообще нового органа, созданного несколько лет тому назад, работа по охране памятников явилась тоже неожиданностью, потому что Комитет занимается библиотеками, клубами, избами читальнями, музеями, поэтому здесь встала большая трудность в этой работе, но все-таки те необходимые мероприятия, какие намечались, они сделаны, в частности, самая важная работа - это учет каждого памятника.

По неполным данным, которые мы сейчас имеем, на территории РСФСР 41 тысяча памятников. Выявлены не все памятники, но мы бы хотели одновременно с проведением учета выявленных памятников в этом году приступить к ремонту и к реставрации их. К сожалению, это мероприятие провести не удалось, потому что, когда мы обратились в Совет Министров РСФСР с таким ходатайством об ассигновании необходимых средств, они резонно заявили в Госплане и в Министерстве финансов, что раньше, чем ремонтировать, нужно знать, что ремонтировать, нужно учесть, поэтому на этот год мы денег не смогли получить. Сейчас мы все внимание обращаем на то, чтобы взять на учет все выявленные памятники и взять те, которые еще не попали. Для этого с мая по июль приказом Комитета намечено провести паспортизацию всех памятников истории и археологии, для чего места снабжены специальными формами паспортов на памятники истории и археологии. По сигналам, которые мы имеем из этих областей, эта работа затягивается до конца августа, так что полные данные о всех выявленных памятниках мы будем иметь только осенью, в конце года, что, конечно, затрудняет составление списков.

Сейчас в работе по учету памятников мы столкнулись с большими трудностями ввиду отсутствия научной классификации памятников, в частности, с вопросом, о чем здесь говорил Игорь Эммануилович, об отнесении памятников к категории союзно-республиканской или местной, причем аппарат Совета Министров РСФСР склонен к тому, чтобы вообще группу памятников местных не иметь. Их, кажется, 40 тысяч, не знаю, можно ли их брать на такой общереспубликанский учет, не оставив некоторую часть их, которая имеет чисто местное значение, на местном учете. Вот это отсутствие такого какого-то общего критерия для определения памятников затрудняет работу.

Мы сделали первый опыт, представили на рассмотрение Научного Совета проект списка № 1 исторических памятников для того, чтобы на этом конкретном материале можно было бы что-то нам получить.

Я обращаюсь с большой просьбой, чтобы этот список был здесь рассмотрен и чтобы мы и остальные 15 Комитетов наших союзных республик, потому что у них такое же положение, могли получить основное направление.

Затем перед нами встали большие трудности с памятниками Великой Отечественной войны: брать ли на учет все громадное количество окопов, блиндажей и разных укреплений. Для каждого места или каждого села, любого населенного пункта, где проходил бой, это имеет свою ценность, но это будет такое громадное количество, с которым управиться будет совершенно невозможно. И это занимает такие громадные территории, громадные площади, что мы колхозы лишаем большой посевной площади. Мы решили пойти по другому пути, считая, что надо будет сохранить памятники в местах обороны, но определить сами эти места мы не в состоянии. Пошли мы по пути обращения к нашим Вооруженным Силам. Обратились с такой просьбой в наш генеральный штаб Вооруженных Сил, но пока ответа до сих пор не имеем.

Считая, что, кроме того, нам необходимо создать памятники Отечественной войны по типу Бородинского поля в таких местах, как Московская оборона, Сталинградская и т. д., мы внесли предложение в Совет Министров СССР о том, чтобы создать специальную правительственную комиссию для координации действия всех ведомств и учреждений, которые в этом весомы. Я прошу Совет поддержать нашу просьбу, считая, что, если мы сейчас этот вопрос не поставим, то с каждым годом нам труднее будет сохранять эти памятники, а тут тем более мы имеем возможность приурочить к какой-нибудь дате юбилейной и постепенно сможем такие памятники тина "Бородинского поля" открыть.

В Комитете создано управление по охране памятников: отдел учета и охраны, эксплоатации и реставрации. На местах удалось добиться в двух пунктах. Раньше в Москве нам отказывали дать во всех 13 областях. Мы не имеем инспекторов в 11 областях, там этим делом заниматься некому, кроме краеведческого музея, который имеет маленький штат и справится полностью с теми задачами, которые требует Положение об охране памятников, не может. Но так как имеется небольшое количество памятников, мы примирились, оставив право в дальнейшем поднять этот вопрос перед Правительством.

Дня того, чтобы новые инспекторы усвоили быстрее свой план работы, мы утвердили и разослали должностную инструкцию, где указаны основные функции. Приказом Комитета указаны задачи областных, краевых отделов Управления по охране памятников. В частности, приказ обязывает провести технический осмотр всех памятников исторических, чтобы определить объем ремонтных работ и работ по реставрации на будущий год. Для того, чтобы иметь ассигнования, мы должны в этом году представить свои соображения, что мы будем ремонтировать в будущем году. Одновременно предложено провести проверку состояния мемориальных досок, которые имеются, провести их реставрацию и установить новые доски.

Для того, чтобы шире провести пропаганду памятников культуры, мы предложили, чтобы краеведческие музеи составили маршрутный радиус по памятникам города и района и провели пропаганду памятников по радио. По заданию тов. Ворошилова мы дали указания местным органам о приведении в порядок 58 памятников военных по списку Главного управления военно-воздушных сил и дали указание, чтобы добились средств на проведение неотложного ремонта этих памятников.

Наша работа сводится в этом году к тому, чтобы взять на учет все памятники. Все основные работы по ремонту и реставрации перешли на 1950 год. Для того, чтобы эти работы были обеспечены полностью, необходимо в этом году составить проект ремонта, реставрации и смету. Мы вошли с ходатайством в Министерство Союза, минуя Правительство Федерации, чтобы дали денег на проектно-сметные работы. Пока ответа не получили. Сейчас нам приходится сугубо ориентировочно составлять свои заявки для включения в контрольные цифры на 1950 год, ибо плановые органы предупредили, что в ближайшее время потребуется цифровая заявка на будущий год.

Очень важное дело в охране памятников, мне думается, это пропаганда среди населения. В этой части у нас сделано еще очень мало, но и Научным Советом пока еще ничего не сделано. Я это говорю не в упрек кому-либо, а для того, чтобы придать значение этому делу. Можно привести маленький пример, когда дети, живущие в Новодевичьем монастыре, не знали, какое имеет колоссальное значение памятник (стоящий там собор); играя в рогатки, они пускали камешки в окна, только что вставленные, а когда с ними провели беседу о значении этого памятника, с тех пор такая игра была прекращена, дети стали понимать. Для того , чтобы этого добиться, надо развернуть широкую кампанию. Я обращаюсь с просьбой, чтобы члены Совета тоже принимали в этом деле активное участие. На местах кое-что стало делаться в этой области. Сейчас предполагаем поднять кампанию путем обращения к пионерам и комсомольцам через центральные органы - "Комсомольскую правду" и "Пионерскую правду".

Самая большая моя просьба к Совету, чтобы скорее была составлена научная классификация памятников, которая поможет нам в дальнейшей работе.