К читателю

Эта книга — четвёртый сборник в серии ежегодников «Архив наследия». Как и в прежних выпусках, здесь много печатной площади отведено архитектуре — самому выразительному виду культурного наследия, во многом определяющему облик сёл и даже городов. Подобная роль принадлежит не только культовым постройкам и оборонительным сооружениям, но и скромным жилым домам, зачастую растворённым среди более поздней многоэтажной застройки. Такие памятники и старинные общественные здания нерелигиозного характера, уцелевшие в городе Енисейске (в прошлом — столица Восточной Сибири), поочерёдно характеризует статья каталожного типа, подготовленная С.С. Попадюком (в прошлом выпуске опубликован аналогичный материал этого автора о культовом зодчестве в том же городе). В других статьях Сборника архитектурное наследие представлено не в строгой манере справочных изданий, а в более свободной и индивидуальной. О малоизвестном произведении столичного зодчего А.У. Зеленко, уцелевшем в Сызрани, сообщает И.В. Бурая. Работая в формах модерна, Зеленко не перемешивал их с теми, которые свойственны периоду эклектики, и благодаря стилистической цельности выделился среди региональных архитекторов. Один из крупных заводских комплексов для производства алкогольной продукции, характерных для конца 19 в. и до сих пор мало известных историкам архитектуры, представлен в публикации М.А. Барашева. Современное этому комплексу русское зодчество в маньчжурском городе Харбине приобщило китайскую строительную культуру к передовой архитектуре Европы. Этот русский вклад признаётся зарубежным искусствознанием. Оттенки его взглядов на харбинское русское строительство сопоставлены статьёй С.С. Левошко.

Повествуя о произведениях зодчества, данный выпуск Сборника неоднократно выходит за пределы России. В белорусском регионе переплетаются архитектурные приемы восточно-славянского православия и польского католицизма.

С.В. Илевич обнаружила и охарактеризовала парадоксальное явление: сугубо католическое сооружение эпохи развитого барокко оказалось на территории нынешнего православного монастыря и сохраняет специфические конфессиональные черты, несмотря на приспособление здания к потребностям православного культа. Этот необычный пример — своего рода противовес капитальным переделкам православных храмов в католические на территории той же Белоруссии (Софийский собор в Полоцке, церковь в Брестской крепости).

Г.Д. Злочевский передал в Сборник статью о московских краеведах, игравших большую роль в выявлении и сохранении забытого архитектурного наследия даже через десятки лет после их разгрома.

К выдающимся сооружениям минувшего 20 века, безусловно, принадлежит берлинская Рейхсканцелярия — главный штаб гитлеризма: Уникальные фотографии Рейхсканцелярии, сделанные в августе и октябре 1939 г. — то есть во время максимальной самоуверенности её хозяев — более полувека были закрыты от российской общественности. Теперь в нашем Сборнике о них сообщает (с частичной демонстрацией) статья С.В. Трошиной. Помимо ознакомления с профессиональной архитектурой нацистского тоталитаризма, эта публикация разъясняет теоретические установки главных архитекторов Третьего Рейха и выявляет методы немецко-фашистского государственного хранения фотоматериалов особой важности.

Наш сборник продолжает воспроизводить фрагменты сложной исторической картины 20 века. Ветеран советской Внешней разведки С.А. Топорнин в юности был мобилизован для разгрома антисоветских партизанских отрядов на территории Западной Украины. Мемуарный характер этой публикации позволяет воспринять психологическое разнообразие советских военных, вступивших к концу Второй мировой войны на территорию зарубежной Европы и влиявших на зарубежную репутацию Советского Союза.

В этом выпуске Сборника помещены материалы, примерно в равной мере затрагивающие разные виды культурного наследия.

В.И. Плужников сообщает об архивной находке ишимского учёного-педагога Т.П. Савченковой. Ей удалось обнаружить проект церкви, выбранный знаменитым сибирским поэтом П.П. Ершовым (автор «Конька-Горбунка») для возведения в родном селе. Текстовые документы с обобщающим пояснением были вскоре опубликованы в ишимском историко-культурным альманахе, а предоставленные нам чертежи ершовского храма впервые показаны в нашем Сборнике. Иллюстрации сопровождает краткая историко-архитектурная характеристика с позиций искусствознания начала 21 века. По проекту деревянного храма, отвечавшему вкусам поэта, во 2-й половине 19 столетия возвели кирпичную церковь, которая простояла около ста лет, была снесена в брежневский «период застоя» и, видимо, снова будет воссоздана благодаря патриотическому подвижничеству ишимской интеллигенции.

Статья Н.В. Вехова — одно из редких развёрнутых повествований по истории техники. Автор излагает поучительную и увлекательную историю строительства одной из последних железных дорог царской России — Мурманской магистрали. Она сооружалась в разгар мировой войны несмотря на большие профессионально-социальные трудности, торможение властями, а также тяжёлые природные условия тайги и Крайнего Севера. Н.В. Вехов убедительно демонстрирует техническую и организационную находчивость строителей этой железной дороги.

Среди исторических периодов, отражаемых статьями данного выпуска, самый давний затронут статьёй Р.А. Симонова о ятроматематике и хрономантии. Эти области русской учёности 15-18 вв. рассматриваются здесь как зона объективизации естествоведения, помогавшая развитию календарной арифметики и логики доказательства от противного. Казалось бы, к ещё более древним временам относится «Влесова книга», к которой не раз обращались как к доказательству , невероятной древности развитой русской культуры. Однако статья Н.А. Соболева подчёркивает, что это сочинение — вредный фальсификат, до сих пор привлекающий дилетантов.

Рубрика «Шаг назад» свидетельствует о желании наших читателей уточнить и углубить проработку отдельных тем из прежних выпусков Сборника. При их составлении особое внимание привлекала проблема полной либо частичной реабилитации людей разного ранга, ошельмованных современниками и соотечественниками, а затем лишённых права на позитивную память даже в ничтожных дозах. В этом выпуске речь идёт, в частности, о видных российских военачальниках, имевших противоположные политические убеждения — об основателе Белого движения, генерале от инфантерии М.В. Алексееве и советском полководце, генерал-лейтенанте В.Я. Качалове. Статьи о них подготовили М.В. Иванов и Т.А. Сидорова (г. Рославль). Инерция предвзятости, которую насаждала советская историческая наука, но была преодолена и после окончательного развала монопольной власти коммунистов. Имена оппонентов большевизму возвращаются в поле зрения российской общественности очень медленно. Поэтому в томе «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России», посвященном Смоленской области, искусствоведческие характеристики казарм Нарвского полка и ряда смоленских монументов не дополнены ссылкой о связи этих объектов с жизнью и деятельностью генерала Алексеева, которому в высшей степени доверяли Николай II и русское офицерство. Генерал Качалов погиб под Рославлем в августе 41-го, в отчаянных боях с немецкими захватчиками. Однако его имя в том же месяце незаслуженно очернил истерично-грозный приказ Ставки Верховного Главнокомандования. Спустя немалый срок о Качалове с уважением отозвался маршал Г.К. Жуков, а совсем недавно на поле сражения удалось найти материальное свидетельство гибели В.Я. Качалова в бою.

В этом же разделе 4-го выпуска Сборника воспроизводится билет на выставку, который служит орудием полемики М.В. Иванова с М.М. Ермолаевым, автором статьи о принудительно забытом смоленском художнике и музейном работнике В.И. Мушкетове (он упоминался в двух предыдущих выпусках).

В Сборнике «Архив наследия — 2000» пермский архитектор Г.Д. Канторович познакомил читателей с виражами в биографии Ф.М. Тольцинера, немецкого антифашиста, который развернул реставрацию памятников зодчества в Соликамске, где только что был узником ГУЛАГа и сотрудничал там с другим заключенным — популярным художником К. Ротовым. Пенитенциарной судьбе этих и других выдающихся людей, которые провели часть жизни за колючей проволокой в том же регионе, посвящена статья В.И. Плужникова «Соликамский концентрат советской культуры». Эта статья опять-таки затрагивает моральный вопрос о праве общества навсегда вычёркивать из памяти тех, кто оставил позитивный след и своей профессии, но совершил весьма неблаговидный поступок из-за неумения противостоять подлому насилию.

В примечании 38 к другой статье Плужникова «Объект № 2671» (сборник «Архив наследия — 2001») упомянут Шандор (Александр) Радо. Уже после выхода этой публикации в свет её автор решил сообщить о Ш. Радо кое-какие подробности, позволяющие предположить дополнительный источник информации о Берлине, которую могли бы использовать советские военные лётчики и диверсанты.

Завершает сборник эмоциональная статья директора Строгановского музея А.Г. Сенниковой о недавно скончавшемся историке архитектуры П.А. Тельтевском (июнь 1915 — ноябрь 2002 гг.). В 1960-е гг. он был общественным заместителем председателя Научно-методического совета но охране памятников культуры МК СССР, чьи фонды легли в основу информационной базы Центра документации наследия. Именно в этом подразделении Института Наследия формируются сборники «Архив наследия».

Как и прежде, мнения читателей и их материалы для публикации в Сборнике просим присылать по адресу: 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва; Центр документации наследия.