Хрономантия как зона объективизации естествоведения

Ещё недавно слово «оккультизм» было чуть ли не ругательным (для многих людей оно остаётся таковым до сих пор). Однако уже в советское время появились работы, в которых оккультные дисциплины (например, астрология) рассматривались в качестве сферы знания, где в период Возрождения формировался переход к науке Нового времени. Так, в интересной статье И.М. Рабиновича рассказывалось о вкладе астрологов 16 в. в европейскую науку. Он обосновывал, что, например, освоению понятия переменной величины наука обязана преимущественно врачебной астрологии (ятроматематике), а не потребностям развития техники, как считалось прежде. По мысли И.М. Рабиновича, которая не утратила своего значения до сих пор, ятроматематика была одной «из возможных зон, где началось сращение математики с естествознанием» [1].

Одним из ятроматематичееких аспектов деторождения было указание (на основе астрологических расчётов) времени, наиболее благоприятного для появления новорожденного. В «Сербской александрии», получившей распространение на Руси в 15 в. и посвященной жизни и деятельности Александра Македонского, есть соответствующий сюжет [2].

Здесь рассказывается, что македонский царь Филипп был недоволен своей женой Олимпиадой, которая никак не могла родить наследника. Царица решила обратиться за советом и помощью к египетскому царю-волхву Нектанаву, о медицинских познаниях которого ходила слава. Приехавший в Македонию Нектанав влюбился в Олимпиаду и решил хитростью овладеть ею. Задуманное ему удалось осуществить путём перевоплощения с принятием образа Бога. Ничего дурного не подозревавшая царица забеременела к радости мужа. К наступлению родов ко двору вновь был приглашён Нектанав, который, обратившись к звездам и книгам, рассчитал наиболее счастливое время для рождения ребёнка. При этом он сделал прогноз примерно в следующих словах: «Если царица разрешится в текущий час, то родится слабый государь; не способный на великие дела. Если же немного повременит, и роды произойдут в следующий час, то ребёнок будет великим полководцем и правителем». Олимпиада вняла Нектанаву, задержала роды и в нужный час произвела на свет будущего легендарного полководца и правителя. В этом ярком повествовании соединена историческая правда с вымыслом (отцовство Нектанава, возможность сдерживания родов и пр.).

Вместе с тем, в изложенном отрывке чётко выражена прогностическая связь между временем и будущими событиями. Астрологические расчёты Нектанава направлены на определение «счастливого» часа, рождение в который обеспечивало ребёнку замечательные качества и великую судьбу. При этом требовалось избежать появления ребенка в «несчастливый» час, который уготавливал ему незавидную жизнь. Описание указанной зависимости между временем рождения и судьбой ребёнка выражало существо хрономантических рекомендаций, как они понимались автором «Сербской александрии», а через неё — древнерусскими читателями.

До последнего времени не были известны данные о древнерусской астрологии как зоне сращения математики с естествознанием. Недавно такой документ («По сему часы разумети дневные и ночные») был обнаружен мною в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки и проанализирован [3].

Рукопись, содержащая текст «По сему часы разумети» кон. 15 — нач. 16 в., представляет собой набор таблиц, в котором происходило сращение календарной арифметики с античной хрономантией. В хрономантии, восходящей к древневавилонским верованиям, каждое светило септенера — хронократор (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) — наделялось свойством «доброго», «среднего» и «злого». По определенным правилам хронократоры «управляли» календарным временем: годом, месяцем, неделей, днём, часом. Свойства «доброго», «среднего» и «злого» лежали в основе прогнозирования событий типа: дело, начатое в день (час) несчастливый («злой»), не будет удачным; ребёнок, родившийся в несчастливый («злой») день (час), будет преступником и пр.[4] .

Данные но хрономантии были расшифрованы без особого труда. Остальные таблицы представляли до некоторых пор загадку. Затем выяснилось, что они относились к календарной арифметике. Надо учитывать, что назначением последней был расчет даты Пасхи, что обеспечивало правильность церковного богослужения. В календарно-арифметическом «Учении имже ведати человеку числа всех лет», написанном Кириком Новгородцем в 1136 г., обобщались сведения, необходимые для пасхальных расчетов [5]. Древнерусский компутист должен был обладать довольно высокой арифметической культурой (для Средневековья): производить деление многозначных чисел, что, по меткому выражению историка математики В.К. Беллюстина, соответствовало уровню «чугь не гения» [6] (сложность деления в Древности н Средневековье объясняется отсутствием позиционной десятичной нумерации и основанного на ней «лёгкого» правила деления).

Пасхальные расчёты опирались на особые календарные таблицы. Автором настоящей статьи был реконструирован метод их использования Кириком, моделируемый формулами (для простого и високосного года) [7]. Впоследствии эта реконструкция была подтверждена исследованием доктора физико-математических наук И.А. Климишина [8]. Работа с таблицами «По сему часы разумети» была мною промоделирована формулами, близкими к кириковским [9]. При этом выяснилось, что большее число вычислений, чем у Кирика, требовало более высокой надёжности расчётов. Видимо, поэтому в тексте используется новый цикл показателей: так называемые конкурренты, по-древнерусски — «вруцелета» (Кириком применялись с той же целью «солнечные эпакты»). Математическая «продвинутость» текста «По сему часы разумети» состоит в том, что вместо двух формул, как у Кирика, можно было обойтись одной.

Считается, что на Руси переход на календарные конкурренты (вруцелета) произошёл «около 15 в.» [10]. В Западной Европе конкурренты стали употребляться раньше. В цикле «солнечных эпакт» конкурренты (вруцелета) начинались с 18-го знака. При переходе на вруцелета на Руси в старых календарных таблицах обводили кружком этот 18-й знак («аз»), с которого в новой календарной системе следовало начинать счёт. Древнейший мне известный календарный случай обведения кружком «аза» встречается в Евангелии-тетр ок. 1399 г. из рукописного собрания РГБ [11]. В таблицах «По сему часы разумети» также обведён кружком соответствующий «аз», с которого вёлся счёт вруцелет.

Причина перехода в древнерусской календарной практике с солнечных эпакт на вруцелета неизвестна. Руководствуясь выводом И.М. Рабиновича о том, что понятию переменной величины европейская наука обязана ятроматематике, можно поставить вопрос аналогичным образом в отношении перехода к вруцелетам на Руси. Возможно, переходу к ним в календарной арифметике древнерусская наука обязана текстам типа «По сему часы разумети».

Хотя этот текст сохранился в списке кон. 15 — нач. 16 в., то есть от более позднего времени, чем появилась практика использования вруцелет, однако протооригинал рукописи мог существовать значительно раньше. Таблицы «По сему часы разумети», возможно, предшествовали известному произведению «Часы на седмь дни: добры и средни и злы», дошедшему в списке 1450-1470-х гг. [12]. Оно представляет собой своего рода «развёртку» из таблиц «По сему часы разумети». Начинается текст развёртки так: В нед(еле) (воскресенье. — Р.С.) час 1-й добр, час 2-й добр, час 3-й зол, час 4-й (с)редни и т.д. Такое расписание «качеств» каждого из 24 часов даётся на все дни недели. Между обоими текстами есть незначительное расхождение в трактовке хронократоров. Это может говорить о том, что оба произведения «разошлись» между собой в процессе неоднократной переписки и редактирования, а, следовательно, между ними пролегает довольно большое временное «расстояние». Поэтому не будет большой натяжкой утверждение, что таблицы «По сему часы разумети» восходят к кон. 14 — нач. 15 в., то есть к началу употребления вруцелет в древнерусской календарной практике.

Сохранилось уникальное рассуждение древнерусского церковного авторитета, отраженное в послании ок. 1524 г. по поводу использования характеристики «злого» дня и часа при рождении ребёнка. Оно принадлежит знаменитому духовному публицисту Филофею, которому приписывается идея богоизбранности русского народа, кратко выраженная в формуле «Москва — третий Рим» [13]. Филофей, возможно, одним из первых духовных мыслителей применил в явном виде логическое умозаключение в полемике. Его рассуждение имело структуру доказательства от противного. Допустим, строил мысль Филофей, Бог сотворил «злые» дни и часы, тогда человек, родившийся в такой день и час, заранее предназначался для злодейства. При этом Бог, наказывая его, поступал несправедливо, так как сам повинен в его зле. Получалось противоречие: Бог не мог быть одновременно и справедливым, и наказывающим за зло, которое породил сам. Следовательно, допущение, что Бог создал «злые» дни и часы, неверно. Поэтому вера в Бога несовместима с хрономантическими представлениями о «злых» днях и часах.

В послании Филофея также впервые встречается слово «мафиматы» в контексте осуждения астрологических занятий. Как следует из предыдущего, теоретическим обеспечением трактовки календарного времени в хрономантическом понимании как «доброго», «среднего» и «злого» являлись таблицы «По сему часы разумети». Поэтому обращение Филофея к «мафиматам» могло относиться к авторам подобных произведений. Возможно, и своё логически построенное умозаключение, доказывающее несовместимость положений хрономантии с богословием, он адресовал им же.

Обычно изложение духовных посланий строилось на авторитете Священного писания и богословских сочинений Отцов церкви, а не на законах логики. Характеризуя взгляды вольнодумцев кон. 15-16 вв., Д.С. Лихачёв отмечал: «Вольнодумцы эти критически относились к церкви и к отдельным догматам православия, но больше тянулись к светским знаниям, усиленно занимались астрологией и логикой» [14]. Слова Д.С. Лихачёва подтверждаются текстом Филофея, который использовал логику, чтобы просвещать не убеждённых христиан, а убеждать, скорее, вольнодумцев, пропагандировавших астрологические (хрономантические) взгляды на природу времени (включая влияние на рождение человека «злых» дней и часов) и занимавшихся логикой. Таким образом, в процессе полемики логику доказательств совершенствовали не только вольнодумцы, но и их оппоненты (в лице Филофея), расширяя тем самым сферу её распространения. В частности, в обиход вводилось доказательство от противного, впоследствии нашедшее своё привычное место в математике.

Итак, хрономантия в русском общественном сознании 15 — 1-й четв. 16 вв. применялась в определении общей характеристики новорожденного по качеству благополучности, неопределённости и неблагополучности его судьбы (о других формах её использования аутентичные данные отсутствуют). Несмотря на такую ограниченность употребления хрономантии, она способствовала объективизации естествоведения в направлениях:

— по осмыслению природы времени, его измерению;

— в совершенствовании календарной арифметики (с использованием понятия «вруцелето»);

— в применении элементов логики доказательств (метод от противного).

Указанные аспекты в дальнейшем вошли в основы объективного естествознания, а хрономантия из него выпала, оставшись в составе оккультизма. Это произошло не раньше 2-й пол. 18 в., о чём говорит произведение «О зачатии и рождении великого государя императора Петра Великого», написанное П.Н. Крекшиным в середине 18 в . [15] В нём «обыгрывается» хрономантический мотив, подобный изложенному в «Сербской александрии». Здесь рассказывается, что когда подошли роды у царицы — будущей матери Петра Первого, то якобы пришедший к царю Алексею Михайловичу 28 мая Симеон Полоцкий предсказал появление на свет царевича 30 мая. К указанному времени царица «уже рождения скорбию была одержима». Двое суток мучилась она родами, а Симеон Полоцкий, «став на колени, ещё просил Бога, чтоб не родился час». Алексей Михайлович в гневе Сделал ему выговор: «Что вредно просишь? Царица уже бесчувственна, почти мёртвая». На это Симеон Полоцкий якобы сказал: «Аще в первом получасе родится, государь, царевич, век его будет около 50 лет, аще во втором получасе, век его около 70 лет». Как раз в этот момент родился Пётр:

Известно, что Пётр Первый умер в 53 года, что, казалось бы, подтверждает прогноз; Однако, когда Крекшин писал своё произведение, то уже знал, сколько лет прожил император. У Крекшина в повествовании перемешана реальность с фантазиями (присутствие Симеона Полоцкого при родах, его прорицательная деятельность вообще). Вместе с тем, в рассказе есть слова, которые свидетельствуют о возможности составления прогноза на рождение Петра Первого (конечно, не писателем и поэтом Симеоном Полоцким, а кем-то из придворных врачей-астрологов). Бросается в глаза некоторое противоречие в изложении Крекшина: Симеон Полоцкий просит Бога о целом часе для задержания родов, а из его объяснения царю следует, что для этого достаточно было получаса.

Когда родился Пётр Первый, в России использовались две системы счёта часов: русская — с рассвета и европейская («немецкая») — с полуночи (как сейчас). Сохранились документы о времени рождения Петра Первого: в русской (29 мая) и европейской (30 мая) временных системах. Они фиксируют одно и то же событие, но в разных координатах отсчёта суточного времени [16]. Существовала ещё одна система счёта времени: так называемыми «косыми» часами. Она применялась в астрологии (и используется в ней до сих пор). «Косые» часы — переменные, равные двенадцатой части отдельно дня и отдельно ночи. Пётр, по-видимому, родился на исходе 1-го часа ночи. Рассвет в Москве 30 мая был в 3 часа 18 минут. Чтобы найти длину ночного «косого» часа, надо эту величину разделить на шесть, получится 33 мин. Вот откуда мог взяться крекшинский «час», равный «получасу». Сохранение в тексте Крекшина этой «несообразности» может свидетельствовать о том, что в его распоряжении был подлинник или копия прогноза, составленного на рождение Петра Первого, который писатель художественно обработал. Составитель прогноза, указав время в «косых» часах, поступил так, как на его месте сделал бы любой астролог. Но этого Крекшин, далёкий от проблем профессиональной астрологии, очевидно, не понимал. Иначе он бы как-то прокомментировал или разъяснил, почему просимый Симеоном Полоцким у Бога «час» оказался равным «получасу».

Произведение Крекшина может служить свидетельством (только в этой части, об истинности других случаев следует дополнительно разбираться) действительного составления прогноза на рождение Петра Первого, о чём существовало современное событию упоминание в переписке иностранцев, которое историки впоследствии подвергли сомнению [17] . Отмеченная Крекшиным связь с получасами (в действительности равными 33 мин. ночными «косыми» часами) в момент рождения Петра Первого (одного — «благоприятного», а другого — «неблагоприятного» для срока жизни будущего императора) может говорить о том, что в прогностическом заключении говорилось о связи между астрологическим часом рождения царевича и длительностью его жизни.

След некогда присущих общественному сознанию хрономантических представлений до сих пор сохраняется в типичном благожелании «В добрый час», которое сейчас воспринимается метафорически, а не в прямом смысле — как когда-то в 15—18 вв.

Примечания

1. Рабинович И.М. О ятромагематиках / / Историко-математические исследования. М., 1974. Вып. 19. С.230.

2. Отдел рукописей РНБ. Кирилло-Белозерское собр. № 11. Сербская александрия, рукопись конца XV в. См.: Александрия: Роман об Александре Македонском по русской рукописи XV в. М. — Л., 1965. С.7—10.

3. Отдел рукописей РГБ. Ф.354 (Вологодское собр.). № 14. Псалтырь с восследованием кон. XV — нач. XVI вв. Л.663. См.: Simonov R.A. Russian Astrology: A New Monument of the Late Fifteenth and Early Sixteenth Centuries // Act XVIIIth International Congre of Byzantine Studies: Selected Papers. Shepherdstown, 1996. Vol.4. P.291-297.

4. См. например: Астрологический словарь / Авт.-сост. С.Ю. Головин. Минск, 1998. С.468.

5. Отдел рукописей РНБ. Погод. 76, рукопись XVI в. Л.342—346. См. фототипический текст с русским переводом: Кирик Новгородец. Учение имже ведати человеку числа всех лет // Историко-математические исследования. М., 1953. Вып.6. С.174-191.

6. Беллюстин В. Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики. М., 1941. С.99.

7. Симонов Р.А. Кирик Новгородец — ученый XII века. М., 1980. С.86—89.

8. Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990. С.369-372.

9. Симонов Р.А. Астрологический «вечный календарь» в русской рукописи конца XV — начала XVI в. // Букинистическая торговля и история книги. M., 1995. Вып.4. С.55-58.

10.Селешников С.И. История календаря и хронология. М., 1970. С.155.

11. Отдел рукописей РГБ. Ф.304.III. № 6. Евангелие-тетр ок. 1399 г. Л.185об.

12.Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т.2. С.382-384.

13. Филофей. Послание о злых днях и часах // Памятники литературы Древней Руси. XV — первая половина XVI в. М., 1984.

14. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С.152.

15. [Крекшин П.Н.] О зачатии и рождении великого государя имп. Петра Первого, самодержца Всероссийского // Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя имп. Петра Великого, изданное трудами и иждивением Фёдора Туманского. СПб., 1787. 4.1. С.233-242.

16. Подробнее см.: Симонов Р.А. Когда родился Пётр I. К вопросу о русском суточном счёте часов // Естественнонаучная мысль Древней Руси: Избр. труды. М., 2001. С.246-260.

17. См. подробнее: Плужников В.И., Симонов Р.А. Гороскоп Петра I // Труды Отдела древнерусской литературы / Ин-т русск. литературы АН СССР. Л., 1990. Т.43. С.85-86.